В Музее-фотосалоне Карла Буллы открылась выставка памяти Анатолия Кирпичникова

В Музее-фотосалоне Карла Буллы на Невском пр., 54, открылась выставка, посвященная памяти выдающегося археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова. В каждом снимке – любовь и уважение к дорогому для многих человеку, которого не стало в октябре нынешнего года.

В Музее-фотосалоне Карла Буллы открылась выставка памяти Анатолия Кирпичникова | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказал Валентин Эльбек, директор Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы, идея выставки родилась спонтанно, а ее инициатором стал известный петербургский фотохудожник Сергей Компанийченко – председатель секции фотографии Санкт-Петербургского творческого союза художников. Он предложил участникам секции предоставить свои снимки, запечатлевшие Старую Ладогу и Анатолия Кирпичникова.

Откликнулись десять фотографов, и получилась замечательная картина последних двух десятилетий: крепость, монастыри, панорамы волховских берегов... И, конечно же, археологические раскопки и неподражаемый Анатолий Николаевич.

– Мы познакомились в 1999 году и с тех пор постоянно общались, – рассказал Компанийченко. – Беседовать с ним было всегда интересно, тем более что мы с ним сошлись на почве общего увлечения фотографией...

На открытии выставки больше говорили не о научных заслугах Кирпичникова, а о том, каким человеком он был: открытым, в высшей степени порядочным и принципиальным, отстаивавшим свое мнение.

– Мне посчастливилось тридцать лет быть с ним закадычными друзьями, – рассказал Валерий Леонов, многие годы руководивший Библиотекой Академии наук. – Кстати, еще будучи аспирантом, в 1950-е годы, он получил уникальную возможность пользоваться индивидуальным абонементом нашей библиотеки, то есть брать книги на дом, что считалось высшим знаком доверия.

А еще вспоминали, что у Анатолия Николаевича было замечательное чувство юмора. Как-то раз, после 1250-летнего юбилея Старой Ладоги, отмеченного в 2003 году, когда даже президент России приехал на раскопки, Анатолий Николаевич сказал в шутку: мол, а не подать ли ему заявку на авторское изобретение – поговорку: «Не имей сто друзей, а имей юбилей»?

Среди участников встречи был и запечатленный с Кирпичниковым на одном из снимков Виктор Попов, тогда директор Волховского алюминиевого завода.

– Анатолий Николаевич был вдохновлен Старой Ладогой и старался всех вокруг зажечь этим чувством. Годы были трудные, конец 1990-х, но нам многое удавалось. Мы вместе добились, чтобы из Никольского монастыря переселили учителей, а из Успенского девичьего – коррекционную школу, и обе обители передали епархии, после чего началось их возрождение. Он приложил много усилий, чтобы восстановили кладбищенскую церковь Алексея человека Божьего, возле которой он теперь и покоится, – рассказал Попов.

Авторские снимки дополнены фотографиями из семейного архива, предоставленными вдовой ученого Ольгой Александровной. Вот довоенное изображение маленького Толи, в матросском костюмчике, с мамой Марией Ивановной. Она погибла в июле 1943-го в блокадном Ленинграде – во время артобстрела на военном заводе № 181, где работала врачом.

По словам тех, кто знал Анатолия Николаевича, в последние годы он особенно часто вспоминал мать, говорил, что она как будто бы завещала ему долгие годы жизни...

#выставка #фотография #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6827) от 15.12.2020 под заголовком «Дорогой наш человек».


Комментарии