В Музее Достоевского открылась выставка акварелей Бориса Шаулова «Петербургские дворы»
В Музее Ф. М. Достоевского до 3 февраля открыта выставка акварелей Бориса Шаулова «Петербургские дворы». 22 акварели выстроены в ряд: «Двор моего детства», «Треугольный двор», «Сиреневый двор», «Зимний двор в районе Боровой улицы»…
Репродукция. ФОТО автора
«Что привлекает меня в питерских дворах? Я бы сказал, что это особая романтическая атмосфера, когда стены домов меняют свою окраску в зависимости от времени суток, — говорит художник. — Когда из одного пространства попадаешь в другое, совершенно отличное от первого… В отличие от фасадов стены дворов могут быть окрашены в разный цвет да еще и различной тональности. Так что иногда стена может выглядеть, как палитра художника».
Действительно, акварели Шаулова показывают нам разноцветный — необычный и неожиданный — Петербург. В городе туманов и дождей художник отыскивает цвет и свет. Его Северная столица пронизана мягкими солнечными (изредка — лунными) лучами, воздушна и… разворачивается, живет не только в пространстве, но и во времени.
В качестве фона для своих работ Борис Шаулов использует газетные листы. Сквозь стены и окна, листву деревьев и асфальт проступают печатные строчки. Где‑то они едва заметны, где‑то вполне читаемы. Это напоминает старые питерские коммуналки, где под обоями таились до поры до времени (то есть до ремонта) бесчисленные слои газет — спрессованная годами и бытом информация. Иногда все это проглядывало в разрывах, как солнце сквозь облака. И дети (а также прочие любознательные обитатели и гости) могли узнать интересное о жизни города — давно прошедшей, но не вполне стершейся.
Впрочем, если приглядеться, даты написания акварелей почти совпадают с датами выхода газет, на которые они наложены. То есть речь идет не о прошлом, а о той жизни, которая протекала за стенами и окнами домов, вдоль них и сквозь них в то самое время, когда художник брался за работу. Эта жизнь была раньше, она продолжается и сегодня. Так что, глядя на внешнюю оболочку, на экстерьер города, можно и нужно вспоминать-догадываться о его внутренней жизни.
К слову, в качестве фона для своих городских пейзажей Борис Шаулов предпочитает всем другим изданиям «Санкт-Петербургские ведомости». Именно наша газета создает в его работах пятое, временное, измерение Петербурга. Сквозь «Ночной двор», например, проступает выпуск от 9 февраля 2009 года. «Держись крепче за карман» — гласит заголовок, разместившийся на небе по соседству с луной.
«Парижский дворик» предлагает поразмышлять на иные темы: «Щедрость беспросветна», «С карандашом на Апокалипсис», «Что за art под ногами?». «Двор моего детства» обещает «Ремонт мостовой на улице Розанова», впрочем, не без иронии, ибо делать этот ремонт, судя по следующему заголовку, будет «Амбидекстр, или Двурукий».
При желании отыскать на акварелях Шаулова можно не только заголовки, но и названия рубрик («Хроника», «Спорт», «Книжный ряд», «Аккорд недели»), а также имена (или псевдонимы) авторов статей (в их числе Лев Пирогов, Вадим Попов, Константин Черемных и другие журналисты).
Информационный поток не то чтобы размывает изображение, скорее, течет в его русле, то выплескиваясь на дворовые газоны и брандмауэры домов, то закручиваясь водоворотами в оконном стекле. И кажется, что Петербург в работах художника (а может, и в самом деле) существует по законам квантовой физики — одновременно и как частица (шершавые стены, низкие подворотни, неровный асфальт), и как волна (бег облаков, ветер с Невы, рябь и трепет человеческих чувств, мыслей, поступков).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7342) от 25.01.2023 под заголовком «Дворы Петербурга. Стены и слово».
Комментарии