В Музее Державина открылась выставка «Я вижу берег отдаленный…», которая посвящена пушкинскому Крыму

Она объединила портреты пушкинского времени, а также виды полуострова, созданные художниками XIX – XX веков. Все предметы принадлежат Всероссийскому музею А. С. Пушкина.

В Музее Державина открылась выставка «Я вижу берег отдаленный…», которая посвящена пушкинскому Крыму | Жак-Кристоф Мивилль. «Бахчисарай. Ханский дворец». 1816 – 1818 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Жак-Кристоф Мивилль. «Бахчисарай. Ханский дворец». 1816 – 1818 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В 1820 году Пушкин, юный, но уже известный поэт, автор «Руслана и Людмилы», высланный из Петербурга, провел три недели в Гурзуфе. В письме брату Льву поэт заметил: «Счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтеннейшего Раевского… Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого… Все его дочери — прелесть, старшая — женщина необыкновенная. Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и никогда не наслаж­дался — счастливое полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение — горы, сады, море…».

Речь в письме идет о генерале Николае Раевском, герое Отечественной войны 1812 года, его старшей дочери Екатерине, средних Елене и Марии и младшей Софье. В дальнейшем их судьбы сложились по‑разному: Екатерина и Мария стали женами декаб­ристов, последовали за мужьями в далекие края каторжан и ссыльных. Елена и Софья служили фрейлинами российских императ­риц. Портреты Раевского и его дочерей — Екатерины и Марии — представлены на выставке. Причем хрупкий карандашный портрет Марии, выполненный в 1826 году ее родственницей Зинаидой Волконской, известен по публикациям, но выставляется впервые. Как и графический портрет Пушкина, исполненный в 1828 году белорусским художником Валентином Ваньковичем, в то время обу­чавшимся в Академии художеств в Петербурге.Пушкин в Крыму2_Пр.jpg

Через много лет после крымской поездки Пушкин заметил, что «среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда‑нибудь у меня будет клочок земли в Крыму». Не случилось. Но остались его произведения, связанные с Крымом, — поэма «Бахчисарайский фонтан», стихо­творения «К чему холодные сомненья», «Нереида» и другие.




Зинаида Волконская. 
Портрет Марии Волконской. 1826 г.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Художники Никанор Чернецов, Карл Кюгельген и Жак-Кристоф Мивилль были современниками Пушкина, они изобразили Гурзуф, Ханский дворец в Бахчисарае, Георгиевский монастырь, Байдарскую долину, какими их видел Пушкин.

Позднее живописцы смотрели на Крым глазами поэта. Карлу Брюллову принадлежит картина «Бахчисарайский фонтан». Жены Гирея у фонтана», Ивану Айвазовскому — картины «Пушкин на берегу Черного моря» и «Крым. Гурзуф ночью». В конце XIX века изобразительная крымская Пушкиниана пополнилась картиной Константина Коровина «Дворик бахчисарайского дворца», Леонида Пастернака «Пушкин на берегу моря». Исаак Левитан сделал в Алупке пейзажные наброски.

В ХХ веке художники и фотографы стали соревноваться в умении изобразить пушкинские места. Ялтинскому фотографу Семену Когану принадлежит созданная в 1900‑е годы большая серия «Виды Гурзуфа», в том числе представленные на выставке снимки «Грот Пушкина» и «Платан Пушкина». Художников Павла Шиллинговского и Петра Кончаловского, как и великого Карла, манил Бахчисарай. Но при советской власти они не стали изображать жен хана, ограничившись поэтическими изоб­ражениями дворца и узких извилистых улочек старого города.

Выставку завершают пейзажи Евгения Владимирова. Коренной москвич, в 1985 году этот пятидесятилетний художник переехал в Крым и поселился рядом с Карадагской научной станцией, которая занимается изучением уникальной крымской природы.


#Пушкин #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7627) от 21.03.2024 под заголовком «Платан, помнящий поэта».


Комментарии