В МИСП открылась выставка графики Бориса Власова и Александра Сколозубова
В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков (МИСП) работает выставка «Рисуя жизнь: Борис Власов, Александр Сколозубов» из собрания музея и частных коллекций. Два ровесника, два однокурсника в Академии художеств, два близких друга едва ли не впервые выставились вместе, представляя ленинградскую школу графики 1960 – 1970-х годов.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
«Я рисую только то, что хорошо знаю», – заметил как-то Власов. И по другому случаю: «У меня слишком мало времени, я не могу позволить себе промахнуться». Времени ему действительно было отпущено мало – всего 45 лет. Он прожил их со вкусом. Да, повезло с происхождением, внук известного филолога-романиста Владимира Шишмарева, родители – художники, среди их друзей Владимир Лебедев и Юрий Васнецов. Но Власов соединил академическую выучку с интересом к самым простым вещам, искал поэзию в буднях. Возможно, поэтому больше двадцати лет работал в детских и взрослых журналах и книжных издательствах.
Эта часть творчества художника представлена литографиями по мотивам поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах». Книга с иллюстрациями Власова вышла в 1978 году, работа над ней потребовала нескольких лет.
Серия «Ленинградское телевидение» напоминает о временах, когда операторы в наушниках с микрофоном, стоящие за огромными телекамерами, казались представителями особого мира. Что говорить про усталых режиссеров и актеров, терпеливо ждущих очереди на съемку своей сцены.
В ироничном рисунке «Старый дом в Ленинграде» Власов показывает ветхую деревянную постройку, обвешанную красными флагами и транспарантами. Кажется, сними их — и дом рухнет. Особое место занимает пастель «За глажкой». Усердие женщины так велико, что ее лицо раздваивается. Подобный прием еще в самом начале ХХ века использовали футуристы, чтобы показать быстрое движение. Власов, конечно, знал об этом. Завершают его половину выставки несколько изображений интерьеров. Художник мастерски передает усталость велосипедов и энергетику мастерской, наполненной неоконченными рисунками.
Александр Сколозубов также много лет отдал книжной графике, но здесь – только реальная жизнь. Рабочие, колдующие над Ростральной колонной в литографии «Реставраторы», маляры, приводящие в порядок ограду – «На Литейном мосту», усталые пешеходы, идущие от вечернего трамвая в акварели «Конечная остановка», пассажиры «Поздней электрички», превратившие деревянные диваны в спальные места. Узнаваемые современниками сюжеты схвачены точно. Но Сколозубов добавляет немного романтики, изображая породистую русскую борзую, невесть как оказавшуюся около металлических гаражей в «спальном» районе. И любуется тремя стюардессами в аэропорту Южно-Курильска.
Одновременно с выставкой Власова – Сколозубова МИСП показывает еще два проекта. Персоналия Светланы Фадеенко «Поэзия бытия» – мощные рисунки большого формата, где персонажем может быть и простой чайник, и античная богиня. Выставка Владимира Загорова «Путешествие вдоль берега. То, что вокруг» – эмоциональный рассказ о том, как можно представить наш мир с помощью цвета и света.
Выставки будут открыты по 5 сентября. Потом нас ждут два больших проекта, посвященных 30-летию МИСП. В сентябре – ноябре – «Ленинградский пейзаж». Зимой – новые поступления в музей за последние 10 лет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6991) от 19.08.2021 под заголовком «Поэзия будней».
Комментарии