2Vtzqv4Hz9U

В KGallery работает выставка Сергея Борисова

В KGallery открыта выставка Сергея Борисова (0+) — фотографа, который запечатлел в 1980 – 1990‑е годы всех мало-мальски значимых представителей артистической богемы обеих столиц. 30 фотографий, отобранных самим автором, предоставлены московским фондом Ruarts.

В KGallery работает выставка Сергея Борисова | ФОТО Дмитрия ПРОХОРОВА

ФОТО Дмитрия ПРОХОРОВА

#INJECT_1#

Тот, кто был молод в это время, испытает ностальгию. А нынешние молодые люди, возможно, должны будут погуглить имена людей на снимках — кто такие? Владислав Мамышев-Монро, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев (Африка)… Объединяет поколения, наверное, только Виктор Цой. Его портрет, сделанный Борисовым в московской ­мастерской в 1985 году, стал своеобразным эпиграфом выставки — все анонсы проиллюстрированы именно этим снимком. Скуластое лицо восточного идола, черная кожаная куртка, взгляд исподлобья… Романтический герой на все времена.

О мастерской Борисова стоит сказать особо. Появилась она у него в конце 1970‑х на Знаменке и вскоре стала одним из «мест силы» артистической Москвы и Ленинграда. Тогда параллельно с официальной культурой существовал так называемый андеграунд. И Борисов, начавший с того, что успешно снимал для обложек пластинок звезд советской эстрады, погрузился в это бурлящее, полное энергии «подполье».

Многие западные фотографы, запечатлевавшие «жизнь богемы» (их работы можно было видеть на выставках в этой галерее), ­часто делали репортажные снимки в стиле «мгновение, остановленное на бегу». Борисов же эстетизирует каждый кадр. До момента, когда он нажмет на кнопку, проходят часы подготовительной работы, в том числе работы мысли, поиска не только композиции, но и концепции. Без случайного тоже не обходится, но эти случайности, нарушающие продуманность ­кадра, только делают его более живым.

На выставке есть снимок из серии знаменитых борисовских «полетов», когда человек запечатлен на фоне городского пейзажа в прыжке, и возникает иллюзия, что он парит в воздухе, возносится, как призрачный дух. Или падает? Так летят-падают на фоне Большеохтинского моста и Невы парень и девушка. Рядом на набережной стоит и­ смот­рит на них вполоборота красивый, элегантно одетый и загадочный человек. Это Георгий Гурьянов, барабанщик группы «Кино», ставший известным художником (его выставка прошла в этой галерее летом). Снимок называется «Белые ночи» и датируется 2004 годом. Здесь есть полет фантазии, при этом все тщательно продумано, вплоть до ­небрежно-элегантной позы ­Гурьянова и его чуть снисходительного скучающего взгляда. Он выглядит как истинный денди. Этот образ, отсылающий к императорскому Петербургу, к пушкинскому Онегину и лермонтовскому Печорину, в постсоветском Петербурге 1990‑х годов был диковинкой.

Дендизм поддерживался в неоакадемизме, к которому был причастен Гурьянов. Придумал это направление Тимур Новиков, почувствовавший, что пафос авангарда и андеграунда исчерпал себя уже в первые годы перестройки, и сконструировавший новый миф. Провозгласив Петербург последним сохранившимся в мире городом-заповедником классического искусства, он основал Новую академию изящных искусств, базировавшуюся на Пушкинской, 10.

По снимкам Сергея Борисова при желании можно реконструировать художественную и музыкальную жизнь конца XX — начала XXI века. И вообще жизнь той эпохи, когда все менялось на глазах и было непонятно — летишь ты или падаешь.

Но Борисов не исчерпывается снимками знаменитостей прошлого. Он продолжает работать. Одна из последних работ — «Туманное утро», она датируется ноябрем 2021 года.

«В этот день на Москву опустился небывалый туман, — вспоминает Сергей Борисов на своем сайте. — Я за свою уже не короткую жизнь такого и не помню…»

Красивая молодая пара на фоне небоскребов, чьи верхушки тают в густом тумане. Снимок черно-белый, как большинство работ Борисова. В нем есть что‑то от фильмов шестидесятых, в которых неприкаянные герои в вечерних нарядах бредут ранним утром домой после очередной бессонной ночи.


#выставка #фотографии #фотограф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком «Летят или падают?».


Комментарии