В библиотеке ШКАФ открылась выставка «Конструктивизм. Московская декларация»
Она состоит из 22 фотоснимков, выполненных архитектурным фотографом Натальей Меликовой, на них представлены здания, построенные в столице в 1920 – 1930‑х годах — от входящего во все учебники по архитектуре ХХ века дома-мастерской Константина Мельникова до зданий, известных в основном специалистам.
ЦАГИ. 1934 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
В Петербурге традиционно велик интерес к ленинградскому конструктивизму, московский известен меньше. Как рассказала Меликова, снимки сделаны в начале 2010‑х годов на черно-белую пленку, что дисциплинирует фотографа, поскольку в кассете 36 кадров, а не гигабайты памяти в цифровой камере. Источником информации стали для Натальи архитектурные путеводители по московскому конструктивизму. Она снимала в остром ракурсе и под влиянием творчества Александра Родченко — классика советского авангарда.
Клуб фабрики «Свобода». 1927 – 1929 гг./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
По мнению Николая Васильева, куратора выставки, это было правильное решение фотографа: «Здания представлены в среднем плане, в том ракурсе, в котором они возникают перед зрителем-пешеходом, но вне какого‑либо окружения, могущего заслонить или помочь датировать съемку, будь то соседние постройки, автомобили, дорожные знаки. Это позволяет сконцентрироваться на передаче деталей, ритмических структур оконных проемов, балконов, декоративных элементов».
С этим трудно спорить, когда речь идет о мельниковском доме, здании «Центросоюза» Ле Корбюзье, ленинском Мавзолее и ряде других объектов. Их изображения хорошо известны широкой публике во всех возможных ракурсах. Но когда речь идет, например, о здании гаража «Интуриста», клубе фабрики «Свобода» того же Мельникова или здании ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) Виктора Веснина, Студенческом городке в Анненгофской роще архитекторов Павла Блохина, Бориса Гладкова и Алексея Зальцмана, то хотелось бы видеть и общий облик построек. Конечно, есть бумажные справочники и поисковики в Интернете, но они не заменят авторский взгляд фотографа на не самые известные постройки яркой, хотя и короткой эпохи конструктивизма.
Возрастное ограничение: 12+
Читайте также:
Музейно-выставочный центр «РОСФОТО» проводит фестиваль «Фотоуикенд-2024»
В Петербургском Доме национальностей открылись две фотовыставки
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7728) от 16.08.2024 под заголовком «Угол зрения».
Комментарии