Главная городская газета

«Цефал и Прокрис» ждут инвестиций

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Могучий гул в шелесте страниц

В Музее Анны Ахматовой представили книгу «Золотая клинопись фонарей в Фонтанке». Она написана старшим научным сотрудником музея Татьяной Поздняковой и директором Ниной Поповой. Читать полностью

Остров фотографической свободы

Все 20 авторов фотографий, видео и анимации не являются поклонниками кубинского социализма, но и не испытывают эйфории от возможного возвращения в страну капитализма после недавней смерти Фиделя Кастро. Читать полностью

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Читать полностью

Когда стал Ленин маленьким

Год столетия Октябрьской революции начался так, что вряд ли стоит сомневаться: уж к концу ноября-то каждый из нас узнает наконец всю правду и о самом событии, и о людях, имеющих к нему отношение... Читать полностью

Меценат родился в апреле

Меценаты не просто люди, которые вынули деньги из собственного кармана, у них особый настрой души. Их присутствие в больнице, детском центре, детской деревне, музее создает ауру доброты. Читать полностью

Метафора ужаса войны

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, способную вызвать не меньший интерес публики, чем юбилейные экспозиции Серова и Айвазовского. Она тоже приурочена к дате - 175-летию со дня рождения Василия Верещагина. Читать полностью
«Цефал и Прокрис» ждут инвестиций | Цефал (Елизавета Свешникова) и Прокрис (Юлия Хотай). ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Цефал (Елизавета Свешникова) и Прокрис (Юлия Хотай). ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. Она состоялась на сцене Эрмитажного театра.

Array
(
    [ID] => 11892
    [~ID] => 11892
    [CODE] => tsefal_i_nbsp_prokris_zhdut_nbsp_investitsiy
    [~CODE] => tsefal_i_nbsp_prokris_zhdut_nbsp_investitsiy
    [XML_ID] => 11892
    [~XML_ID] => 11892
    [NAME] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций
    [~NAME] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций
    [TAGS] => Александра АНДРЕЕВА,Культура
    [~TAGS] => Александра АНДРЕЕВА,Культура
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. 
    [~PREVIEW_TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. 
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 12131
            [TIMESTAMP_X] => 11.10.2016 16:30:10
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 37760
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/252
            [FILE_NAME] => 4tsefal_i_prokris.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 4Цефал-и-Прокрис.jpg
            [DESCRIPTION] => Цефал (Елизавета Свешникова) и Прокрис (Юлия Хотай). ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 58213c0b181f8d60af6ff7cd4cf86f7c
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/252/4tsefal_i_prokris.jpg
            [ALT] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций
            [TITLE] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 12131
    [DETAIL_TEXT] => 

На самом деле до настоящей реконструкции еще далеко. Пока зрители имели дело с реконструированной партитурой, представленной вместе с аутентичным движением и системой барочных жестов. А полработы, как известно, лучше бы не показывать. Но обо всем по порядку.

Фестивали проводить с каждым годом становится все сложнее, особенно когда организаторы рассчитывают на один бюджет, причем подписанный и даже обнародованный, а на момент проведения он оказывается урезанным городским правительством вдвое. Фестивалю Earlymusic, имеющему дело с таким недешевым искусством, как аутентичное исполнение старинной музыки, уже не первый год приходится исхитряться, поддерживая свой многолетний проект с помощью небольшой группы энтузиастов, помогающих финансово. В буклете из года в год худрук фестиваля Андрей Решетин трогательно, едва ли не со слезами на глазах благодарит всех, кто ему эту поддержку оказывает.

В предыдущие годы организаторам еще удавалось привезти парочку европейских ансамблей, не говоря о визитах таких звезд барочной оперы, как контратеноры Макс Эммануэль Ценчич и Франко Фаджоли. В этом году из иностранцев на фестивале был только немецкий балетмейстер Клаус Абромайт, возглавляющий здесь «Барочный балет Анджолини» и занимающийся барочными танцами и жестами. Фестивальные концерты и лекции обошлись силами отечественных музыкантов и специалистов.

Все с трудом полученные средства были брошены на реконструирование той самой горемычной первой русской оперы, которую в нашем городе с грехом пополам смогли предъявить публике. Но предъявить без единой декорации, а без них в принципе немыслима ни одна барочная опера, отличавшаяся умопомрачительной машинерией и спецэффектами. В век цифровых технологий и видеоарта все это выглядело, мягко говоря, странновато.

Как если бы безумно дорогое, многолетней выдержки вино подавали не в антикварных бокалах, а... прямо из пригоршни, предлагая оценить по достоинству его неоспоримые вкусовые качества. Так же красоты и изыски оперы Франческо Арайи предлагалось оценить лишь в ее музыкальной и костюмной (костюмы - куртуазные реплики модельера Ларисы Погорецкой) составляющих. Организаторы стараются не отчаиваться, просят поклонников не унывать и обещают довести оперу до более полноценного сценического воплощения.

Придворный капельмейстер, заставший эпохи Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, неаполитанец Франческо Арайя выпустил премьеру «Цефала и Прокрис» в 1755 году. Она состоялась в театре Зимнего дворца в пышных рисованных декорациях Джузеппе Валериани (заботливо приведенных в буклете). История о двух горячо влюбленных Цефале и Прокрис, выдерживающих испытание ревностью, разлукой, завистью, будоражила чувствительные сердца наших славных предков. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда писала о том, что солистами были «шестеро молодых людей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали».

О солистах, которым сегодня досталась эта жемчужина русского барокко, вряд ли можно сказать так, ибо теперь почти не осталось музыкантов, не бывавших «в европах». Но музыкальный руководитель проекта Андрей Решетин, увы, из все тех же финансовых соображений не смог пригласить на главные партии первостатейных солистов, к тому же в России фактически отсутствует профессиональное преподавание барочного вокала.

На партию Цефала, царевича Фоциды, сыскалась неплохая сопрано Елизавета Свешникова, а дочь Ерихтееву, красавицу Прокрис нежно и с большим чувством исполнила Юлия Хотай. Даже за не слишком большой репетиционный период певцам пришлось освоить очень непривычный, нездешний русский язык образца XVIII века, которым с ними занимался Данила Ведерников, эксперт в области русской барочной поэзии и театра.

Жестикуляции, которая мгновенно реагировала на повороты слов, словно задавая пению эмоционально-смысловой каркас, во время исполнения было ничуть не меньше, чем музыки. Но едва ли можно сказать, что солисты освоили ее в совершенстве: бесконечные пассы руками, пальчиками, повороты головы скорее сковывали их, чем наделяли искомой свободой. Да и пластикой тела не отличился почти никто, поскольку все это требует долгой тщательнейшей подготовки. Поэтому солисты выглядели немного несчастными и больше походили на марионеток.

Самым счастливым, пожалуй, был оркестр, точнее, очень камерный ансамбль, ведомый Андреем Решетиным при свете тусклых электроламп, призванных напомнить свечи. Сквозь почти четыре часа оперы оркестранты шли уверенно, не скрывая наслаждения особенно от медленных темпов, во время которых некоторым слушателям приходилось бороться со сном. Отличным контрастом оказывались темпы взвихренные, в этой мифической опере часто обозначавшие полеты нимф, отлеты главных героев в иные измерения или ярость раздраженных богинь.

Одним из эффектных номеров три века назад должна была быть ария колдуна Тестора, призывавшего силы тьмы помочь ему разлучить влюбленных. На сцене тогда наверняка действовала какая-нибудь волшебная машинерия, леденящая кровь. Но Жанна Афанасьева совсем не запаслась дыханием, и ее пение больше походило на отчаянное рычание и сопротивление нотному материалу. Нельзя было не заметить и любительского вокала исполнительницы партии богини Авроры Варвары Туровой (в прошлом - музыкального обозревателя известной газеты, решившей в зрелом возрасте подзаняться академическим вокалом). Она прикрывала вокальную слабость обаянием и нескрываемо увлеченной игрой в эти самые барочные жесты.

Музыка меж тем являла россыпи барочной фантазии - истинный подарок музыковедам, которые могли изумляться причудливым кадансам, неожиданным извивам гармоний и прельщаться нежными вибрациями разнообразных ритмов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

[~DETAIL_TEXT] =>

На самом деле до настоящей реконструкции еще далеко. Пока зрители имели дело с реконструированной партитурой, представленной вместе с аутентичным движением и системой барочных жестов. А полработы, как известно, лучше бы не показывать. Но обо всем по порядку.

Фестивали проводить с каждым годом становится все сложнее, особенно когда организаторы рассчитывают на один бюджет, причем подписанный и даже обнародованный, а на момент проведения он оказывается урезанным городским правительством вдвое. Фестивалю Earlymusic, имеющему дело с таким недешевым искусством, как аутентичное исполнение старинной музыки, уже не первый год приходится исхитряться, поддерживая свой многолетний проект с помощью небольшой группы энтузиастов, помогающих финансово. В буклете из года в год худрук фестиваля Андрей Решетин трогательно, едва ли не со слезами на глазах благодарит всех, кто ему эту поддержку оказывает.

В предыдущие годы организаторам еще удавалось привезти парочку европейских ансамблей, не говоря о визитах таких звезд барочной оперы, как контратеноры Макс Эммануэль Ценчич и Франко Фаджоли. В этом году из иностранцев на фестивале был только немецкий балетмейстер Клаус Абромайт, возглавляющий здесь «Барочный балет Анджолини» и занимающийся барочными танцами и жестами. Фестивальные концерты и лекции обошлись силами отечественных музыкантов и специалистов.

Все с трудом полученные средства были брошены на реконструирование той самой горемычной первой русской оперы, которую в нашем городе с грехом пополам смогли предъявить публике. Но предъявить без единой декорации, а без них в принципе немыслима ни одна барочная опера, отличавшаяся умопомрачительной машинерией и спецэффектами. В век цифровых технологий и видеоарта все это выглядело, мягко говоря, странновато.

Как если бы безумно дорогое, многолетней выдержки вино подавали не в антикварных бокалах, а... прямо из пригоршни, предлагая оценить по достоинству его неоспоримые вкусовые качества. Так же красоты и изыски оперы Франческо Арайи предлагалось оценить лишь в ее музыкальной и костюмной (костюмы - куртуазные реплики модельера Ларисы Погорецкой) составляющих. Организаторы стараются не отчаиваться, просят поклонников не унывать и обещают довести оперу до более полноценного сценического воплощения.

Придворный капельмейстер, заставший эпохи Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, неаполитанец Франческо Арайя выпустил премьеру «Цефала и Прокрис» в 1755 году. Она состоялась в театре Зимнего дворца в пышных рисованных декорациях Джузеппе Валериани (заботливо приведенных в буклете). История о двух горячо влюбленных Цефале и Прокрис, выдерживающих испытание ревностью, разлукой, завистью, будоражила чувствительные сердца наших славных предков. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда писала о том, что солистами были «шестеро молодых людей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали».

О солистах, которым сегодня досталась эта жемчужина русского барокко, вряд ли можно сказать так, ибо теперь почти не осталось музыкантов, не бывавших «в европах». Но музыкальный руководитель проекта Андрей Решетин, увы, из все тех же финансовых соображений не смог пригласить на главные партии первостатейных солистов, к тому же в России фактически отсутствует профессиональное преподавание барочного вокала.

На партию Цефала, царевича Фоциды, сыскалась неплохая сопрано Елизавета Свешникова, а дочь Ерихтееву, красавицу Прокрис нежно и с большим чувством исполнила Юлия Хотай. Даже за не слишком большой репетиционный период певцам пришлось освоить очень непривычный, нездешний русский язык образца XVIII века, которым с ними занимался Данила Ведерников, эксперт в области русской барочной поэзии и театра.

Жестикуляции, которая мгновенно реагировала на повороты слов, словно задавая пению эмоционально-смысловой каркас, во время исполнения было ничуть не меньше, чем музыки. Но едва ли можно сказать, что солисты освоили ее в совершенстве: бесконечные пассы руками, пальчиками, повороты головы скорее сковывали их, чем наделяли искомой свободой. Да и пластикой тела не отличился почти никто, поскольку все это требует долгой тщательнейшей подготовки. Поэтому солисты выглядели немного несчастными и больше походили на марионеток.

Самым счастливым, пожалуй, был оркестр, точнее, очень камерный ансамбль, ведомый Андреем Решетиным при свете тусклых электроламп, призванных напомнить свечи. Сквозь почти четыре часа оперы оркестранты шли уверенно, не скрывая наслаждения особенно от медленных темпов, во время которых некоторым слушателям приходилось бороться со сном. Отличным контрастом оказывались темпы взвихренные, в этой мифической опере часто обозначавшие полеты нимф, отлеты главных героев в иные измерения или ярость раздраженных богинь.

Одним из эффектных номеров три века назад должна была быть ария колдуна Тестора, призывавшего силы тьмы помочь ему разлучить влюбленных. На сцене тогда наверняка действовала какая-нибудь волшебная машинерия, леденящая кровь. Но Жанна Афанасьева совсем не запаслась дыханием, и ее пение больше походило на отчаянное рычание и сопротивление нотному материалу. Нельзя было не заметить и любительского вокала исполнительницы партии богини Авроры Варвары Туровой (в прошлом - музыкального обозревателя известной газеты, решившей в зрелом возрасте подзаняться академическим вокалом). Она прикрывала вокальную слабость обаянием и нескрываемо увлеченной игрой в эти самые барочные жесты.

Музыка меж тем являла россыпи барочной фантазии - истинный подарок музыковедам, которые могли изумляться причудливым кадансам, неожиданным извивам гармоний и прельщаться нежными вибрациями разнообразных ритмов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/252/4tsefal_i_prokris.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => Цефал (Елизавета Свешникова) и Прокрис (Юлия Хотай). ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 00:01:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 00:01:00 [ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 00:01:00 [~ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 00:01:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 1261 [~SHOW_COUNTER] => 1261 [SHOW_COUNTER_START] => 12.10.2016 00:01:33 [~SHOW_COUNTER_START] => 12.10.2016 00:01:33 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 11.10.2016 16:30:10 [~DATE_CREATE] => 11.10.2016 16:30:10 [CREATED_BY] => 58 [~CREATED_BY] => 58 [CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [~CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [TIMESTAMP_X] => 11.10.2016 19:21:32 [~TIMESTAMP_X] => 11.10.2016 19:21:32 [MODIFIED_BY] => 58 [~MODIFIED_BY] => 58 [USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [~USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/tsefal_i_nbsp_prokris_zhdut_nbsp_investitsiy/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/tsefal_i_nbsp_prokris_zhdut_nbsp_investitsiy/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 11892 [~EXTERNAL_ID] => 11892 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций, Культура, , Владимир ДУДИН [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. [SECTION_META_TITLE] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций [SECTION_META_KEYWORDS] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций [SECTION_PAGE_TITLE] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций [ELEMENT_META_TITLE] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 11892 [CODE] => tsefal_i_nbsp_prokris_zhdut_nbsp_investitsiy [XML_ID] => 11892 [NAME] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций [TAGS] => Александра АНДРЕЕВА,Культура [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 12131 [TIMESTAMP_X] => 11.10.2016 16:30:10 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 37760 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/252 [FILE_NAME] => 4tsefal_i_prokris.jpg [ORIGINAL_NAME] => 4Цефал-и-Прокрис.jpg [DESCRIPTION] => Цефал (Елизавета Свешникова) и Прокрис (Юлия Хотай). ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 58213c0b181f8d60af6ff7cd4cf86f7c [~src] => [SRC] => /upload/iblock/252/4tsefal_i_prokris.jpg [ALT] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций [TITLE] => «Цефал и Прокрис» ждут инвестиций ) [DETAIL_TEXT] =>

На самом деле до настоящей реконструкции еще далеко. Пока зрители имели дело с реконструированной партитурой, представленной вместе с аутентичным движением и системой барочных жестов. А полработы, как известно, лучше бы не показывать. Но обо всем по порядку.

Фестивали проводить с каждым годом становится все сложнее, особенно когда организаторы рассчитывают на один бюджет, причем подписанный и даже обнародованный, а на момент проведения он оказывается урезанным городским правительством вдвое. Фестивалю Earlymusic, имеющему дело с таким недешевым искусством, как аутентичное исполнение старинной музыки, уже не первый год приходится исхитряться, поддерживая свой многолетний проект с помощью небольшой группы энтузиастов, помогающих финансово. В буклете из года в год худрук фестиваля Андрей Решетин трогательно, едва ли не со слезами на глазах благодарит всех, кто ему эту поддержку оказывает.

В предыдущие годы организаторам еще удавалось привезти парочку европейских ансамблей, не говоря о визитах таких звезд барочной оперы, как контратеноры Макс Эммануэль Ценчич и Франко Фаджоли. В этом году из иностранцев на фестивале был только немецкий балетмейстер Клаус Абромайт, возглавляющий здесь «Барочный балет Анджолини» и занимающийся барочными танцами и жестами. Фестивальные концерты и лекции обошлись силами отечественных музыкантов и специалистов.

Все с трудом полученные средства были брошены на реконструирование той самой горемычной первой русской оперы, которую в нашем городе с грехом пополам смогли предъявить публике. Но предъявить без единой декорации, а без них в принципе немыслима ни одна барочная опера, отличавшаяся умопомрачительной машинерией и спецэффектами. В век цифровых технологий и видеоарта все это выглядело, мягко говоря, странновато.

Как если бы безумно дорогое, многолетней выдержки вино подавали не в антикварных бокалах, а... прямо из пригоршни, предлагая оценить по достоинству его неоспоримые вкусовые качества. Так же красоты и изыски оперы Франческо Арайи предлагалось оценить лишь в ее музыкальной и костюмной (костюмы - куртуазные реплики модельера Ларисы Погорецкой) составляющих. Организаторы стараются не отчаиваться, просят поклонников не унывать и обещают довести оперу до более полноценного сценического воплощения.

Придворный капельмейстер, заставший эпохи Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, неаполитанец Франческо Арайя выпустил премьеру «Цефала и Прокрис» в 1755 году. Она состоялась в театре Зимнего дворца в пышных рисованных декорациях Джузеппе Валериани (заботливо приведенных в буклете). История о двух горячо влюбленных Цефале и Прокрис, выдерживающих испытание ревностью, разлукой, завистью, будоражила чувствительные сердца наших славных предков. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда писала о том, что солистами были «шестеро молодых людей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали».

О солистах, которым сегодня досталась эта жемчужина русского барокко, вряд ли можно сказать так, ибо теперь почти не осталось музыкантов, не бывавших «в европах». Но музыкальный руководитель проекта Андрей Решетин, увы, из все тех же финансовых соображений не смог пригласить на главные партии первостатейных солистов, к тому же в России фактически отсутствует профессиональное преподавание барочного вокала.

На партию Цефала, царевича Фоциды, сыскалась неплохая сопрано Елизавета Свешникова, а дочь Ерихтееву, красавицу Прокрис нежно и с большим чувством исполнила Юлия Хотай. Даже за не слишком большой репетиционный период певцам пришлось освоить очень непривычный, нездешний русский язык образца XVIII века, которым с ними занимался Данила Ведерников, эксперт в области русской барочной поэзии и театра.

Жестикуляции, которая мгновенно реагировала на повороты слов, словно задавая пению эмоционально-смысловой каркас, во время исполнения было ничуть не меньше, чем музыки. Но едва ли можно сказать, что солисты освоили ее в совершенстве: бесконечные пассы руками, пальчиками, повороты головы скорее сковывали их, чем наделяли искомой свободой. Да и пластикой тела не отличился почти никто, поскольку все это требует долгой тщательнейшей подготовки. Поэтому солисты выглядели немного несчастными и больше походили на марионеток.

Самым счастливым, пожалуй, был оркестр, точнее, очень камерный ансамбль, ведомый Андреем Решетиным при свете тусклых электроламп, призванных напомнить свечи. Сквозь почти четыре часа оперы оркестранты шли уверенно, не скрывая наслаждения особенно от медленных темпов, во время которых некоторым слушателям приходилось бороться со сном. Отличным контрастом оказывались темпы взвихренные, в этой мифической опере часто обозначавшие полеты нимф, отлеты главных героев в иные измерения или ярость раздраженных богинь.

Одним из эффектных номеров три века назад должна была быть ария колдуна Тестора, призывавшего силы тьмы помочь ему разлучить влюбленных. На сцене тогда наверняка действовала какая-нибудь волшебная машинерия, леденящая кровь. Но Жанна Афанасьева совсем не запаслась дыханием, и ее пение больше походило на отчаянное рычание и сопротивление нотному материалу. Нельзя было не заметить и любительского вокала исполнительницы партии богини Авроры Варвары Туровой (в прошлом - музыкального обозревателя известной газеты, решившей в зрелом возрасте подзаняться академическим вокалом). Она прикрывала вокальную слабость обаянием и нескрываемо увлеченной игрой в эти самые барочные жесты.

Музыка меж тем являла россыпи барочной фантазии - истинный подарок музыковедам, которые могли изумляться причудливым кадансам, неожиданным извивам гармоний и прельщаться нежными вибрациями разнообразных ритмов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 00:01:00 [ACTIVE_FROM] => 12.10.2016 00:01:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 1261 [SHOW_COUNTER_START] => 12.10.2016 00:01:33 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 11.10.2016 16:30:10 [CREATED_BY] => 58 [CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [TIMESTAMP_X] => 11.10.2016 19:21:32 [MODIFIED_BY] => 58 [USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96070 [VALUE] => Владимир ДУДИН [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Владимир ДУДИН [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96071 [VALUE] => 11888 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 11888 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96072 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. Она состоялась на сцене Эрмитажного театра. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. Она состоялась на сцене Эрмитажного театра. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96107 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96074 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96072 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. Она состоялась на сцене Эрмитажного театра. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. Она состоялась на сцене Эрмитажного театра. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Девятнадцатый международный фестиваль Earlymusic завершился, по утверждению его устроителей, «премьерой реконструкции» первой русскоязычной оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова. Она состоялась на сцене Эрмитажного театра. ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96070 [VALUE] => Владимир ДУДИН [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Владимир ДУДИН [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Владимир ДУДИН ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96071 [VALUE] => 11888 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 11888 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 190 (5807) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96107 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 96074 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Да ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [~TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [~DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Культура [~NAME] => Культура [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [~SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [CODE] => culture [~CODE] => culture [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Культура, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Культура [SECTION_META_KEYWORDS] => Культура [SECTION_PAGE_TITLE] => Культура [ELEMENT_META_TITLE] => Культура ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/culture/ )

На самом деле до настоящей реконструкции еще далеко. Пока зрители имели дело с реконструированной партитурой, представленной вместе с аутентичным движением и системой барочных жестов. А полработы, как известно, лучше бы не показывать. Но обо всем по порядку.

Фестивали проводить с каждым годом становится все сложнее, особенно когда организаторы рассчитывают на один бюджет, причем подписанный и даже обнародованный, а на момент проведения он оказывается урезанным городским правительством вдвое. Фестивалю Earlymusic, имеющему дело с таким недешевым искусством, как аутентичное исполнение старинной музыки, уже не первый год приходится исхитряться, поддерживая свой многолетний проект с помощью небольшой группы энтузиастов, помогающих финансово. В буклете из года в год худрук фестиваля Андрей Решетин трогательно, едва ли не со слезами на глазах благодарит всех, кто ему эту поддержку оказывает.

В предыдущие годы организаторам еще удавалось привезти парочку европейских ансамблей, не говоря о визитах таких звезд барочной оперы, как контратеноры Макс Эммануэль Ценчич и Франко Фаджоли. В этом году из иностранцев на фестивале был только немецкий балетмейстер Клаус Абромайт, возглавляющий здесь «Барочный балет Анджолини» и занимающийся барочными танцами и жестами. Фестивальные концерты и лекции обошлись силами отечественных музыкантов и специалистов.

Все с трудом полученные средства были брошены на реконструирование той самой горемычной первой русской оперы, которую в нашем городе с грехом пополам смогли предъявить публике. Но предъявить без единой декорации, а без них в принципе немыслима ни одна барочная опера, отличавшаяся умопомрачительной машинерией и спецэффектами. В век цифровых технологий и видеоарта все это выглядело, мягко говоря, странновато.

Как если бы безумно дорогое, многолетней выдержки вино подавали не в антикварных бокалах, а... прямо из пригоршни, предлагая оценить по достоинству его неоспоримые вкусовые качества. Так же красоты и изыски оперы Франческо Арайи предлагалось оценить лишь в ее музыкальной и костюмной (костюмы - куртуазные реплики модельера Ларисы Погорецкой) составляющих. Организаторы стараются не отчаиваться, просят поклонников не унывать и обещают довести оперу до более полноценного сценического воплощения.

Придворный капельмейстер, заставший эпохи Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, неаполитанец Франческо Арайя выпустил премьеру «Цефала и Прокрис» в 1755 году. Она состоялась в театре Зимнего дворца в пышных рисованных декорациях Джузеппе Валериани (заботливо приведенных в буклете). История о двух горячо влюбленных Цефале и Прокрис, выдерживающих испытание ревностью, разлукой, завистью, будоражила чувствительные сердца наших славных предков. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда писала о том, что солистами были «шестеро молодых людей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали».

О солистах, которым сегодня досталась эта жемчужина русского барокко, вряд ли можно сказать так, ибо теперь почти не осталось музыкантов, не бывавших «в европах». Но музыкальный руководитель проекта Андрей Решетин, увы, из все тех же финансовых соображений не смог пригласить на главные партии первостатейных солистов, к тому же в России фактически отсутствует профессиональное преподавание барочного вокала.

На партию Цефала, царевича Фоциды, сыскалась неплохая сопрано Елизавета Свешникова, а дочь Ерихтееву, красавицу Прокрис нежно и с большим чувством исполнила Юлия Хотай. Даже за не слишком большой репетиционный период певцам пришлось освоить очень непривычный, нездешний русский язык образца XVIII века, которым с ними занимался Данила Ведерников, эксперт в области русской барочной поэзии и театра.

Жестикуляции, которая мгновенно реагировала на повороты слов, словно задавая пению эмоционально-смысловой каркас, во время исполнения было ничуть не меньше, чем музыки. Но едва ли можно сказать, что солисты освоили ее в совершенстве: бесконечные пассы руками, пальчиками, повороты головы скорее сковывали их, чем наделяли искомой свободой. Да и пластикой тела не отличился почти никто, поскольку все это требует долгой тщательнейшей подготовки. Поэтому солисты выглядели немного несчастными и больше походили на марионеток.

Самым счастливым, пожалуй, был оркестр, точнее, очень камерный ансамбль, ведомый Андреем Решетиным при свете тусклых электроламп, призванных напомнить свечи. Сквозь почти четыре часа оперы оркестранты шли уверенно, не скрывая наслаждения особенно от медленных темпов, во время которых некоторым слушателям приходилось бороться со сном. Отличным контрастом оказывались темпы взвихренные, в этой мифической опере часто обозначавшие полеты нимф, отлеты главных героев в иные измерения или ярость раздраженных богинь.

Одним из эффектных номеров три века назад должна была быть ария колдуна Тестора, призывавшего силы тьмы помочь ему разлучить влюбленных. На сцене тогда наверняка действовала какая-нибудь волшебная машинерия, леденящая кровь. Но Жанна Афанасьева совсем не запаслась дыханием, и ее пение больше походило на отчаянное рычание и сопротивление нотному материалу. Нельзя было не заметить и любительского вокала исполнительницы партии богини Авроры Варвары Туровой (в прошлом - музыкального обозревателя известной газеты, решившей в зрелом возрасте подзаняться академическим вокалом). Она прикрывала вокальную слабость обаянием и нескрываемо увлеченной игрой в эти самые барочные жесты.

Музыка меж тем являла россыпи барочной фантазии - истинный подарок музыковедам, которые могли изумляться причудливым кадансам, неожиданным извивам гармоний и прельщаться нежными вибрациями разнообразных ритмов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook