Топ-100 от РОСФОТО
Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.
Себа и Жоайе. «Босфор. Хижина рыбаков». Конец XIX в.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Ее собирают с первого дня работы центра, и сейчас она насчитывает 28 тысяч авторских отпечатков.
Временные рамки выставки - от 1850-х годов до наших дней. Снимки расположены в хронологическом порядке, начиная от «Портала Руанского собора» неизвестного автора и негатива с пейзажем, сделанного на соленой бумаге французом Фортюне Жозефом Петьо Гроффе.
В 1855 году в Петербурге открыл фотоателье Альфред Лоренс, ему принадлежит портрет певицы Елизаветы Добужинской, матери известного художника Мстислава Добужинского.
Почетное место в этом разделе выставки занимают «Панорама Севастополя» Джеймса Робертсона (1855) и «Вид храма в Луксоре» Антонио Беато (1860-е). Гордостью РОСФОТО является альбом 1873 года «Виды и типы Хивы» Григория Кривцова, созданный по инициативе генерала Константина Кауфмана. Ранее при нем служил Василий Верещагин.
Карл Булла представлен на выставке редкой фотографией 1908 года «Большой пожар на Калашниковских складах».
Показ фотографий первых советских лет построен на диалоге пиктореалистичных снимков - «У пруда» Александра Гринберга и «Зимы» Сергея Лобовикова с авангардным фотоколлажем Александра Родченко «Мена всех», фотомонтажом без названия Валентины Кулагиной, созданном в 1938 году для ВДНХ. На листе размером с человеческий рост на одном поле идет уборка зерна, подсолнечника и овощей.
Рядом с хрестоматийным «Чаепитием в Раменском» Бориса Игнатовича помещен малоизвестный портрет Владимира Маяковского, созданный Марком Марковым-Гринбергом.
Выставка почти не касается военной темы, которая была подробно представлена в предыдущих проектах РОСФОТО. Показан только альбом 1943 года «Москвичи на дровозаготовках». Это подробный фотоотчет о труде женщин на лесоповале в Калининской области. Они жили в шалашах, рубили просеки, укладывали рельсы для вагонеток, выполняли норму на 200%.
Послевоенная фотография запоминается портретом Майи Плисецкой, он сделан в 1950-е годы Эммануилом Евзерихиным, и редким снимком ленинградского-петербургского фотографа Владимира Никитина 1976 года «Евгений Евтушенко в Союзе писателей в Вологде»: на фоне портрета Ленина сидит парень в кожаной кепке с перстнем на руке.
Из поздней советской фотографии выделим работу Бориса Конова, который снял девушку в капюшоне под такой же круглой аркой Главного штаба, а также автопортрет Бориса Смелова, романтического мальчика с печальными глазами.
Часть коллекции РОСФОТО, посвященная современной фотографии, только формируется. Ей еще предстоит обрести своих героев и лидеров.
Комментарии