Театр музкомедии завершил сезон премьерой мюзикла «Петр I»

Театр музыкальной комедии завершил 94‑й сезон премьерой мюзикла «Петр I» Фрэнка Уайлдхорна в постановке Юрия Александрова и декорациях Вячеслава Окунева.

Театр музкомедии завершил сезон премьерой мюзикла «Петр I» | ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ/предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ/предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Это был сезон больших контрастных премьер — от мюзикла-детектива «Мышеловка» до музыкальной комедии «Я ненавижу Гамлета» и масштабного исторического мюзикла «Петр I». Особое место заняла в ряду премьер советская оперетта «Раскинулось море широко». Театр вновь показал, что ему настолько же важно сохранять богатое наследие жанра, насколько и беспокоиться о новых названиях, формирующих репертуар будущего.

При разнообразии эстетических предпочтений режиссеров-постановщиков в каждом из премьерных спектаклей трудно было не заметить объединяющей их тенденции избегать модернистских «перпендикуляров», быть предельно понятными. И потому эти разные режиссерские почерки иногда удручали тривиальностью сценарных и визуальных ходов, банальностью стилей.

Режиссер Игорь Коняев смело перебросил действие «Летучей мыши» Штрауса в русскую усадьбу рубежа ХIХ – ХХ веков, но держался строгих рамок приличий при всех сильнейших соблазнах высказаться радикальнее. Любимые актеры не подвели, но вокальная сторона у многих солистов оставляла желать много лучшего. Николай Покотыло в остроумной «Мышеловке» по Агате Кристи на заводную музыку Александра Журбина предусмотрительно заручился хореографией как проверенным формообразующим средством. Однако за танцевальной суматохой он не успевал дорисовывать психологические детали в полифонию пестрых характеров, превратив каждый из них в маску. Хотя из этого опуса мог бы получиться шедевр. Многого ждали и от премьеры «Принцессы цирка» Кальмана в постановке Ольги Субботиной. Либретто этой оперетты развернули в сторону России начала ХХ века, как и было задумано композитором. Спектакль начался очень бодро, с задорных сцен петербургского цирка и нравов русского общества, но закончился уходом в нудную пьесу, в которой музыка исчезала прямо на глазах.

Сложносоставная музыкальная комедия «Я ненавижу Гамлета» по мотивам бродвейской пьесы Пола Рудника порадовала свежестью и парадоксальностью сюжета, однако впечатления от постановки оказались очень неоднородными. С одной стороны, эффекты: мистика, призрак великого актера, вызванного к жизни, чтобы наделить современного самоуверенного слабака уверенностью, силой и школой, противостояние коммерческого настоящего и духовного прошлого. С другой — очень слабая музыка композиторского тандема Максима Кошеварова и Александра Маева, которой к тому же сочинилось крайне мало. В руках режиссера Ольги Прихудайловой была богатая сценарная фактура, захватывающие полномасштабные декорации Павла Петрушова, лучшие актеры, среди которых и Манана Гогитидзе, и сам Сергей Мигицко в роли призрака. И режиссер применила все лекала «успешного мюзикла». Но зритель уходил со спектакля с ощущением сырого блюда.

Оперетта «Раскинулось море широко», сочиненная в блокаду в рекордные сроки и ставшая одним из символов ленинградского сопротивления, обрела в декорациях Кирилла Пискунова и режиссуре Александра Кузина прямо‑таки оперный размах. Несмотря на то что действо было сокращено на целую большую картину во втором действии, новое рождение этого опуса вышло за рамки «датского» спектакля и обещает быть одним из репертуарных бестселлеров.

Финал сезона — мюзикл о первом российском императоре — превзошел ожидания многих скептиков. Американский композитор Фрэнк Уайлдхорн одну за другой выпустил две успешные премьеры — мюзиклы «Джекилл и Хайд» и «Граф Монте-Кристо». И он нашел для своего нового российского мюзикла немало интригующих, будоражащих воображение красок, попытавшись рассказать драматичную историю жизни Петра и не удариться при этом в клюкву-малину «а-ля рюс». Либ­реттист Константин Рубинский в первых же словах своей речи, обращенной к читателям буклета, заявил о том, что «наш мюзикл не является «исторической правдой». Смотреть его глазами историка будет сложно, да и зачем?».

Ни при каком раскладе наш слушатель, всегда испытывающий острый интерес к отечественной истории, не мог бы воспринимать мюзикл о самом сильном и радикальном русском царе-императоре равнодушно. К тому же среди действующих лиц встречается музейная галерея портретов, среди которых и Наталья, мать Петра, и Екатерина, вторая жена императора, и Меншиков, и Досифей, и царевна Софья — как тут зрителю и слушателю оставаться безучастным? Да и само описание сцен спектакля в буклете представило превосходный ликбез — дайджест русской истории времен Петра I.

Биография Петра выстроена в этом мюзикле прежде всего как биография сильной личности, стремящейся бескомпромиссно выковывать себя, строить жизнь свою и мира, ломая застаревшие дурные привычки инертного общества. Этому становлению противостоят обиженные — сестра Софья вместе с Досифеем, олицетворяющие «власть тьмы», отжившие силы тяжелой старой веры, и недалекая Евдокия Лопухина, первая жена Петра, попадающая в сети Досифея и делающая своим «агентом» царевича Алексея. Уайлдхорн умело чередует лирические и драматические эпизоды, интимные и массовые сцены, соблюдает баланс взлетов и падений ритма в переменах настроений. Колыбельные у него могут внезапно обернуться парадными церемониями, а откровенная исповедь — изящной ироничной стилизацией под галантную старину, когда Петр пребывает за границей и посещает разные дворы — от английского до австрийского. Полтавский бой в спектакле изображен в главном аттракционе — жарком пиротехническом шоу, когда дыхание огня ощущается даже на последних рядах партера.

В распоряжении композитора оказался блистательный состав исполнителей. Три Петра — Иван Ожогин, Кирилл Гордеев и Алексей Штыков — делают совершенно разные спектакли, словно переписывают историю по‑новому, предлагая свои ракурсы. У Ивана Ожогина Петр более строг и официален, классичен, а у Кирилла Гордеева он — абсолютный романтик, порывистый, ранимый. Разные у них и сестры — более дикая и стихийная, не ведающая дистанции Софья у Агаты Вавиловой и более осторожная политиканка у Натальи Диевской.

Лучом света, дарящим надеж­ду, в начале мюзикла стал дуэт мальчишек Петра и Меншикова в великолепном исполнении юных певцов, а одним из пронзительных хитов — дуэт взрослого и маленького Петров. Антон Авдеев в роли Меншикова сорвал шквал оваций на поклонах. Юлия Дякина и Мария Плужникова создали двух очаровательных в своей наивности и чистоте Евдокий с отличающимися интонационными силуэтами — более тонким и графичным в одном и «масляным» в другом случае. Яркими актерскими работами отличились Виталий Головкин и Ярослав Баярунас в роли заикающегося Алексея. Каждый из них нашел свои выразительные вокально-драматические средства для воплощения фатума этого несчастного героя. Заслушаться можно было и обеими Екатеринами — символами женской преданности в исполнении Анастасии Вишневской и Натальи Быстровой, чьи партии в мюзикле составили конкуренцию и оперным звездам.

В руках дирижера Алексея Нефедова ансамбли этих солистов страстно и живописно закручивались в захватывающем водовороте русской истории. А артисты петербургской Музкомедии уже готовятся к вызовам нового сезона, один из которых — мюзикл «Франкенштейн» композитора Романа Игнатьева.


#музыка #сезон #выступление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7473) от 07.08.2023.


Комментарии