Стрит-арт
Двумя событиями в уличном искусстве ознаменовалось лето 2017 года. Пять лет исполняется Музею стрит-арта, а в Музее искусства Петербурга свой первый проект реализовала альтернативная команда — Институт исследования стрит-арта.
ФОТО предоставлено пресс-службой МИСП
Немного истории
Исследователи стрит-арта спорят, когда же появилось это движение. Оптимисты ведут отсчет от наскальных рисунков эпохи палеолита. Общепринятым началом стрит-арта как массового явления считаются нью-йоркские граффити рубежа 1960 — 1970-х годов, их называют «рок-н-роллом визуального искусства». Все начиналось с простейших изображений — псевдоним художника и номер улицы, где он живет, самый известный пример — TАKI 183. Вскоре на стенах подземки и фасадах домов появились рисунки Кита Харинга и Жан-Мишеля Баскиа, ныне классиков современного искусства.
В Европе с начала 1980-х годов центром стрит-арта становится многокилометровая Берлинская стена. В Париже художник Zevs рисует серию «Ликвидированы логотипы» — символы крупнейших мировых компаний, с которых стекает краска. Наконец, в 1990-х годах в Лондоне появляется Bаnksу (Бэнкси), он прославился изображением целующихся полицейских. На сегодня Бэнкси — самый известный и дорогой стрит-артист в мире.
Музей
Петербургский музей стрит-арта был создан в 2012 году на действующем заводе слоистых пластиков. Музей приглашал известных российских уличных художников поработать на стенах цехов, как снаружи, так и внутри. Паша Wаis создал «Триптих» площадью 240 кв. метров. Рома Krееmоs нарисовал «Бога за работой» — портрет Аполлона Бельведерского в рабочей спецовке. Кирилл Кто около проходной изобразил лозунг «Будет всегда лучше, чем было».
Паша 183, приезжавший в Петербург за месяц до смерти, воспроизвел на стене старую фотографию рабочих в цехе и назвал роспись «Стены не спят». Тимофей Радя «напечатал» на огромной стене «Манифест уличного искусства». В нем есть такие фразы: «Большой стране — большие идеи. Все что угодно может быть уличным искусством. Необходимо работать самому». Сейчас общая площадь росписей — более 1 тысячи кв. метров.
В 2014 году на части заводской территории, освобожденной от производства, состоялась первая временная выставка музея — «Повод к миру». Она вошла в параллельную программу «Манифесты 10». Через год московская арт-группа «Обледенение архитекторов» предложила создать удобную навигацию по территории завода. Названия придумывали все желающие, от гостей музея до заводских рабочих. Так появились тропа Зайцевых, Эволюционный тупик, площадь Согласования, улица Служебных Записок и улица 6-го подвига Геракла.
Сейчас музей показывает коллекции в действующих цехах в режиме экскурсий, а в теплый сезон представляет один большой проект на выставочных площадках. Рассказывая о музее, его директор Андрей Зайцев признает, что идея предприятия и тогда, и сейчас выглядит парадоксально: уличное искусство невозможно музеефицировать. Долго думали, сохранять ли на стенах произведения. В итоге решили ничего не оставлять от временных выставок после их закрытия, а сохранять коллекцию, пока держится краска, и дополнять ее, приглашая новых художников. Бывают исключения, музей отреставрирует работы Паши 183 — «Аленка» и «Стены не спят».
А как же постоянное собрание — свойство любого музея? Им станет архив фото и видео, которые документируют процесс создания всех работ. В фондах музея находятся станковые работы уличных художников, которые пока не показывались: их недостаточно для полноценной выставки. Недавно музей получил президентский грант — 3 млн рублей именно на формирование постоянной коллекции. Открытие новой части музея планируется через два сезона в одном из бывших цехов завода.
По словам Зайцева, хочется, не перегружая публику, показать около ста произведений, ретроспективу 30-летнего развития российского стрит-арта, начиная с перестроечных времен, когда на улицы вышли первые в СССР граффити-райтеры — Вадим «Крыс» Мейкшанс, Баскет (Олег Баскето), Макс Навигатор.
Обещала помочь фотожурналист Марта Купер, она создала хороший фотоархив американского граффити 1970-х годов. Некоторые ее снимки можно увидеть сейчас на выставке сезона 2017 года «Праздник к вам приходит».
Хитами выставки стали два произведения. Настенный баннер «Русская революция. Октябрь, 1917» создан известной московской группой АЕС+Ф. На нем показана встреча девушки а-ля Свобода с картины Эжена Делакруа и матроса с маузером.
«Эрмитаж наш» молодой петербургской группы «Курил Что» — роспись стены площадью 1,5 тысячи кв. метров, изображающая фасад Зимнего дворца. Перед ним установлен типовой памятник Ленину, арендованный у одного завода. Вероятно, группа рассчитывает со временем попасть в коллекцию Эрмитажа.
«СПб ведомости» поинтересовались у директора составом музейной публики. Пять лет назад Зайцев предполагал, что постоянными посетителями станут жители соседних «спальных» районов, а проблемой будет привлечение зрителей из остального Петербурга и Москвы.
Но все случилось наоборот. Из всех посетителей музея треть — туристы, как российские, так и иностранные, еще треть — постоянные интересанты-петербуржцы, из которых только порядка 10% жители соседних улиц.
В сезоне 2016 года музей посетили (без учета музыкальных событий) 45 тысяч человек. В этом году ожидаются 70 тысяч. По оценке директора, музей может принимать без дополнительных затрат примерно 200 тысяч человек в сезон. Любопытная деталь: бесплатные автобусы-«шаттлы» от метро, запущенные пару лет назад, не влияли на посещаемость, их отменили.
Ядро постоянных посетителей составляют люди в возрасте 25 — 30 лет, связанные с искусством, архитектурой, дизайном и т. п. Их музей полностью «выбрал» и будет делать ставку на туристов. Например, в этом году в качестве эксперимента напечатан тираж афиш на китайском.
Работа по расширению аудитории планируется по двум основным направлениям. Первое — летние музыкальные события, связанные с текущей выставкой. Таким был недавний фестиваль электронной музыки Prеsеnt Pеrfесt.
Второе направление: круглогодичный проект в здании бывшей котельной — персональные выставки художников (примерно на два месяца каждая), необязательно стрит-артистов. Он стартует осенью — зимой 2017 года.
Альтернатива
Те, кто интересуется стрит-артом, обратили внимание на летнюю выставку «Конфликт/Испытание» в Музее искусства Петербурга. Ее организовал новый Институт исследования стрит-арта в лице его основателей — Альбины Мотор, Михаила Астахова и Полины Еж, в разное время покинувших Музей стрит-арта. Как рассказала Мотор, она разошлась с музеем по идеологическим вопросам: не устроила агрессивная коммерциализация, использование искусства в качестве декорации для развлекательных событий. Так и не удалось создать полноценную арт-резиденцию для художников.
По оценке Мотор, в Петербурге примерно 500 активных граффитистов и несколько десятков художников, которые занимаются стрит-артом. Институту предстоит выяснить, чем они отличаются, какие темы их интересуют. На осень намечен выпуск на бумаге первого институтского сборника статей, а также публикация на его сайте словаря стрит-арта. Авторы пытаются определить, в частности, чем отличается уличное искусство от искусства в публичных пространствах. Продвижение в Петербурге паблик-арта как способа интеграции искусства в городскую среду также входит в планы института.
В выставке «Конфликт/Испытание» участвовали уличные художники Матвей Кайф, Павел Rtuе, Александр Trun, Абоя Утопа и команда «Осколки». Работы на больших стендах созданы специально для этого проекта. Сотрудников Русского музея заинтересовал промышленный пейзаж «Осколков», который перекликается с работами ленинградских художников 1930-х годов.
В сентябре в новом арт-центре «Севкабель» откроется Wаtеrfrоnt — выставка-исследование об экологии как взаимоотношениях человека и города, как экосистемы. Институт выступает ее соорганизатором. Если сотрудничество получится, то стрит-арт появится на этой площадке, расположенной на берегу Большой Невы.
Комментарии