Про елку, тоску и счастье

В Петербурге вручили премию им. Сергея Курехина. Церемония награждения состоялась в Центре современного искусства его имени.

Про елку, тоску и счастье | Источник: afisha.ru

Источник: afisha.ru

Многие художники считают эту премию самой честной. От себя добавлю – она и самая непредсказуемая. Авторитетное жюри обошло вниманием кураторов параллельной и публичной программ биеннале «Манифеста 10» (куратор Каспер Кениг приехал на церемонию из Германии); Русский музей, номинированный за выставку «Актуальный рисунок», петербургский Музей стрит-арта. Зато в списке лауреатов оказалось немало новых даже для богемной публики имен.

«Гран-при» «Поп-механика» разделили два художника: участник публичной программы биеннале «Манифеста 10» Рагнар Кьяртанссона за перформанс «Горе победит счастье». В музыкальной гостиной Витебского вокзала художник пел по-русски сочиненную им песню «Тоска сильнее счастья»: в течение нескольких часов пассажиры слышали его протяжное и горестное пение. Вторым победителем выбрали Федора Павлова-Андреевича за его «Карусель перформанса», показанную в Москве. Петербуржцам остается только поверить на слово экспертам, утверждающим, что это было круто. В течение недели несколько художников жили и работали в выставочном зале, разделенные крутящейся каруселью. Вечером участники засыпали под музыку, специально отобранную докторами. По словам автора, здесь следует усматривать связь с идеями народного врача Ильи Сергеевича Вегерата, который возглавлял Наркомздрав Советской России (в 1920-е годы в недрах комиссариата возникло движение «Долой стыд!»). Павлов-Андреевич обещал как-нибудь осуществить показ и в нашем городе.

За лучшее произведение визуального искусства наградили Татьяну Ахметгалиеву – автора выставки «Аллергия на пыль» в галерее Марины Гисич. На живописных холстах художница изобразила телефоны и телевизоры устаревших моделей и дополнила их яркой вышивкой. Получился контраст аляповатого поп-арта и очаровательного ретро.

Лучшим кураторским проектом назвали «Жизнь замечательного Монро» Виктора Мазина и Олеси Туркиной. Первая ретроспектива Владислава Мамышева-Монро занимала два этажа Нового музея.

Художник Роман Мокров получил награду за лучший медиаобъект. Его произведение с красивым названием «Спрячь в ладонь новорожденный огонь» представляет собой исследование традиционного свадебного обряда, точнее его бытование в современной жизни.

Среди текстов о современном искусстве отметили труд Александры Обуховой. В книге «Перформанс в России: картография истории» она рассмотрела эволюцию жанра: от ранних футуристических экспериментов до радикальных акций современности.

Архитектор Петр Виноградов стал лучшим в номинации «Искусство в общественном пространстве». Его «Про.Елка» была навеяна проектом башни на Шаболовке Владимира Шухова. Металлическая скульптура 17-метровой высоты была реализована летом в городе Выкса Нижегородской области в рамках проходившего там фестиваля Art Ovrag-2014.

Помимо художников и кураторов премию им. Сергея Курехина получают музыканты. На этот раз приз «Электро-механика» взял Антон Маскелиаде, которого представили как «одного из первых музыкантов в России, использующих систему бесконтактного управления музыкой и видео одновременно». Вторая музыкальная награда «Этно-механика» по праву досталась группе Atlantida project. Этот коллектив действительно заметное явление сегодняшней петербургской независимой сцены.

Впервые в этом году учредили номинацию для СМИ за продвижение современного искусства. Самым активным в этом деле нынче признали The Calvert Journal – первый в мире специализированный англоязычный онлайн-ресурс о современной культуре России.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (5442) от 20.04.2015.


Комментарии