Послание к геймеру
На Дворцовой площади открылся 26-й международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку».
Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com
Несмотря на погоду, площадь почти сразу заполнилась зрителями. Вступительная протокольная часть, которую вели актеры Мария Шалаева (в костюме, напоминающем о киномоде начала прошлого века) и Алексей Агранович, была организована в стиле немого кино. Часть хроники кинофестиваля, как и выступления музыкантов, транслировалась на большом экране в черно-белом цвете.
После протокольных приветствий вечер продолжился концертом «ДДТ». Группа исполнила свои известные хиты и новые песни, многие из них были посвящены Петербургу. На фоне вечернего серого неба и моросящего дождя черно-белые кадры выступления, в темноте озарявшие большой экран, смотрелись как-то особенно по-питерски. Выбор музыкальной группы президент фестиваля Алексей Учитель объяснил соответствием музыки группы направлению самого фестиваля, ведь каждая песня Юрия Шевчука - «послание к человеку».
Предлагая зрителю что-то новое, организаторы фестиваля постоянно привлекают к нему разнообразную аудиторию. В прошлом году на Дворцовой актер Данила Козловский исполнял песни американской джазовой эстрады 1950 - 1960-х годов. То, что в этом году часть публики пришла исключительно на Шевчука, стало ясно после того, как группа самых активных фанатов минут пять скандировала «ДДТ!» уже после того, как наступило «время тишины» и ведущий Агранович пытался перейти к показу заявленного в программе фильма. Когда на экране появились его первые кадры, часть аудитории растворилась.
Фильмом открытия стала новая документальная лента немецкого режиссера и сценариста Вернера Херцога под названием «О, Интернет! Грезы цифрового мира».
74-летний классик мирового кинематографа, обладатель приза Каннского кинофестиваля за режиссуру и множества других наград в Петербурге получил специальный приз «Золотой кентавр» «за выдающиеся достижения в кино», который ему вручил Алексей Учитель. Не случайно именно фильм Херцога был выбран для показа самой широкой аудитории на Дворцовой площади. Сегодня тема Интернета интересна всем.
Фильм разбит на несколько частей и построен на интервью с людьми, которые либо участвовали в создании Интернета, либо пользуются его безграничными возможностями, либо пострадали от него. Хроника событий ведется от первого сеанса связи, состоявшегося в октябре 1969 года между Калифорнийским университетом Лос-Анджелеса и Стэндфордским исследовательским институтом, точнее, их попытки передать слово Login, которая удалась со второго раза. В первый раз отправилось только два символа Lo. В связи с этим обращает на себя внимание англоязычное название фильма Lo and Behold: Reveries of the Connected World. Его первую часть можно перевести как «Lo и вот, смотри», которую автор как бы предлагает продолжить мыслью «во что превратились наши мечты о виртуальном мире».
Фильм повествует о том, как виртуальный мир очень быстро стал оказывать влияние на многие стороны нашей повседневности. Автор стремится показать нам обе стороны медали: Интернет - величайшее изобретение и глобальная угроза для человечества одновременно. Правда, эта мысль не нова.
Вернер Херцог с наивностью изумленного новичка рассказывает нам и о невероятных возможностях, таящихся в дебрях высоких технологий, и о проблемах, с которыми может столкнуться человек, попадая в волшебный, но опасный мир Интернета. Среди плюсов высоких технологий захватывающе звучит идея того, как в будущем мы станем общаться посредствам Интернета с теми, кто отправится на Марс, купив билет в один конец. Или, например, как будем ездить на (уже существующих) самоуправляемых автомобилях. Среди минусов Глобальной сети режиссер выделяет остро стоящий нравственный вопрос: очень трогает история семьи, потерявшей ребенка в аварии и увидевшей на фотографиях в Сети его растерзанное тело. После такого начинаешь думать, что Интернет - порождение дьявола. Херцог также говорит о вредных электромагнитных излучениях, вынуждающих особо чувствительных людей жить в резервации; о возможностях спецслужб узнать о тебе все, имея только твой электронный адрес; о том, что бедные китайцы и японцы-геймеры умирают за компьютером, просиживая за игрой 40 - 60 часов, игнорируя естественные потребности организма в еде и отдыхе. Известие о том, что они предусмотрительно надевают памперсы, чтобы не пропустить очки в игре из-за отлучки в туалет, зрителя уже не удивляет.
Проблема фильма не только или не столько в том, что он повествует об уже известных фактах. Он поднимает много разноплановых тем, связанных с высокими технологиями. По каждой из них он проходится, виртуозно «скользя по поверхности». Любой из проблем можно посвятить отдельный фильм. Да и список проблемных тем, связанных с Глобальной сетью, можно продолжить: сетевой маркетинг, знающий обо всех наших желаниях; «мертвые души», получающие лайки, хотя людей уже нет в живых; сэлфимания; бесконечный фото- и текстовой контент, не подвергающийся анализу ни теми, кто его выкладывает, ни теми, кто его впитывает, и т. д.
Достоинство же фильма в том, что он призывает хотя бы иногда вырываться из Сети, чтобы со стороны оценить, во что превращается реальная жизнь, когда виртуальная начинает занимать в ней слишком много места.
«Послание к человеку» - кинофестиваль, проходящий в Санкт-Петербурге с 1989 года. Его концепция традиционно базируется на универсальной ценности - любви к человеку. Сложная и даже чересчур насыщенная программа включает международный и национальный конкурсы, внеконкурсные специальные программы. В этом году на фестивале шесть жюри: студенческое, прессы, экспериментальное, жюри национального и международного конкурсов. Его гостями, участниками, членами жюри часто становятся звезды мирового кино, например, в этом году кроме Вернера Херцога свою работу в кинотеатре «Аврора» представила Изабель Юппер, снявшаяся в фильме Пола Верховена «Она». На закрытии 1 октября будет показан фильм братьев Дарденн «Неизвестная».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5795) от 26.09.2016.
Комментарии