Портрет русского общества

«Петербургское общество эпохи Романовых» представлено в анфиладе бывших жилых комнат императрицы Марии Федоровны. Три помещения _ Кавалерская, Будуар и Парадная опочивальня _ отреставрированы. Сюда стоит прийти уже для того, чтобы оценить мастерство реставраторов.

Портрет русского общества | ФОТО Александра ДРОЗДОВА. Посетители могут сосчитать: на картине Чернецова 223 персонажа.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА. Посетители могут сосчитать: на картине Чернецова 223 персонажа.

Восстановлены искусственный мрамор стен, лепнина, воссозданы позолота, живописный золоченый фриз, инкрустированные двери красного дерева со стеклами глубокого синего цвета и живописью по ним. Глаз трудно оторвать от зеркал, обрамленных цветными стеклами с цветными гирляндами на позолоте. В этом самом большом помещении нет картин, что позволяет публике по достоинству оценить интерьер. Витрины с экспонатами располагаются в центре.

Экспозиция «Петербургское общество эпохи Романовых» объединила произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания музея, на которых запечатлен образ нашего города первой половины ХIХ века. Времени, когда он стал блистательным Петербургом. Тогда же сформировалось понятие «петербургское общество». Описания города и горожан первой половины _ середины ХIХ столетия сохранились в путевых заметках иностранных авторов. В их числе мадам де Сталь, маркиз Астольф де Кюстин, писатель Теофиль Готье.

Свои впечатления о Петербурге оставили и художники. Портрет города с натуры, когда ему исполнился век, запечатлен на полотнах немецкого живописца и графика Иоганна Георга де Майра. Он писал серии городских видов, жанровые сценки, развод караула на Дворцовой площади, фигуры солдат на улицах и набережных...

Изображения балов, парадов, военных смотров, светских раутов запечатлены на акварелях Садовникова, Шарлеманя и других мастеров. Здесь же серия рисунков «костюмно-типажного» рода, портреты в миниатюре и акварели _ техниках, переживавших в ту пору расцвет. Дополняют и оживляют городской пейзаж витрины с мелкой пластикой. Можно долго рассматривать фигурки петербургских обитателей разных профессий и социальных групп, а также тарелки Гурьевского сервиза с изображением различных российских национальных типов.

Теперь о главном. В отдельном зале представлено центральное произведение экспозиции _ картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу». Художник изобразил молебен и парад в Петербурге по случаю победоносного завершения военных действий в царстве Польском в 1831 году.

Чернецов работал над картиной четыре года. Он показывал ее незавершенной на выставке в Академии художеств, потом дописывал персонажей. На полотне есть императрица Александра Федоровна, Николай I верхом на лошади, цесаревич Александр Николаевич со свитой, Пушкин, художники, актеры, архитекторы, поэты, писатели, чиновники, купцы... «Портрет» русского общества пушкинской поры. Для этой картины автор сделал особую раму с откидывающейся планкой в нижней части, где указал номера и список изображенных персонажей.

Для нашей газеты открытие экспозиции «Петербургское общество эпохи Романовых» прокомментировал заведующий отделом живописи ХVIII _ ХIХ веков Григорий Голдовский:
_ Музей деликатно обращается со вверенными ему зданиями-памятниками. Каждый раз возникает проблема, какую экспозицию разместить, чтобы не нарушить единство декора.

У наших дворцов есть приоритетные проекты. Мраморный дворец _ «Россия и зарубежье». Михайловский замок _ «Лица России». Первым разделом экспозиции стала галерея династии Романовых. Теперь петербургское общество пушкинской эпохи. Я надеюсь, будет еще и русская провинция... Этому проекту нет конца. По мере восстановления залов замка они будут заполняться.

Основа экспозиции постоянная. Но она может улучшаться и дополняться по мере поступления новых произведений, нового оборудования.

Почти все, что здесь представлено, было на выставках. Впервые широко показана миниатюра. У нас замечательная коллекция миниатюры, свыше тысячи единиц хранения. Мы ее показывали один раз, и то частично. Сейчас в залах Михайловского замка полторы сотни миниатюр. Есть возможность показать графику. В витринах она будет меняться постепенно.

Наконец, у нас появилась возможность найти постоянное место для потрясающего художественного документа эпохи _ картины Чернецова «Парад на Царицыном лугу». Она куда-то ездила, была в Музее Пушкина. Понятно, что это вещь пушкинского времени. Но на картине кроме Пушкина еще больше двухсот персонажей, жителей Петербурга. Впервые картина устроена, что называется, навсегда. Она отреставрирована, сопровождается мультимедийной программой. Можно найти любого из персонажей, прослушать историю написания полотна.

В новом пространстве с новыми акцентами вещи смотрятся по-новому. К ним надо возвращаться, смотреть не один раз.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5326) от 23.10.2014.


Комментарии