Покорение замка Угрюмовым

В Инженерном замке Русский музей открыл выставку одного из самых значительных русских академических художников рубежа XVIII — XIX веков — Григория Ивановича Угрюмова. Он был и одним из первых преподавателей исторического класса Академии художеств. Заслуг много, и все же Угрюмов принадлежит к числу художников, имена которых стирает из нашей памяти время. 250-летие со дня рождения живописца — повод вспомнить о его творчестве и об эпохе, в которую он жил.

Покорение замка Угрюмовым | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Мы привыкли, что в современном искусстве есть разделение на темы актуальные и архаические, что целые страницы оказались вырванными из представления о русской художественной культуре, — говорит заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский. — Хочется думать, что это одна из первых выставок — возвращений к истокам и важным страницам отечественной художественной жизни, связанной с Академией художеств. Академия была не пристанищем мракобесов, а учреждением художественного образования. Профессора служили образцом преданности делу, понимания художественных задач своего времени. Они демонстрировали собственные работы. В числе таких художников был и Григорий Иванович Угрюмов.

Для публики эта выставка может стать открытием. В воспоминаниях современники называли Угрюмова первым русским колористом. До недавнего времени его произведения, потемневшие от времени, скрытые под слоем двухсотлетнего лака, не давали оснований верить воспоминаниям о них. Сейчас, когда проделана огромная реставрационная работа, они выглядят по-новому. Реставраторы вернули им свежесть и яркость красок. Стало очевидным, что Угрюмов крупный мастер, обращавший внимание на колорит. Не случайно в юности он копировал произведения венецианских художников эпохи Возрождения.

Выставка небольшая — всего тридцать с лишним работ. Но все они значительного масштаба, по ним можно судить о традициях и тенденциях в живописи периода интереса не только к иконописи, но и к сюжетам отечественной истории.

Удачное решение — показать работы Угрюмова в Михайловском замке, для которого он писал картины, как, впрочем, и для других не менее знаменитых зданий нашего города.

Пролог выставки — огромные полотна «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем» и «Призвание Михаила Федоровича на царство». Оба были заказаны Угрюмову императором Павлом I и написаны для интерьеров Инженерного замка.

В соседнем помещении грандиозное полотно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков». Его заказала художнику Екатерина II для Троицкого собора Александро-Невской лавры, где наверху, в третьем ярусе, и находилась картина до 1930-х годов. Потом она попала в Русский музей, вернулась в собор на время празднования тысячелетия крещения Руси, где и задержалась. Музею удалось ее получить, обменяв на копию, сделанную реставраторами. Когда картина вернулась, стало ясно, насколько некомфортно ей было в церкви: живопись покрылась слоем сажи, реставраторам пришлось ее основательно раскрывать.

Похожая история с иконами, написанными для Казанского собора. Большие, почти трехметровые, образа были исполнены Угрюмовым для северных и южных врат главного иконостаса. В 1934 году их передали в Русский музей. В результате переговоров часть вернули в собор, часть заменили копиями. Три иконы из главного иконостаса попали в собрание Русского музея и демонстрируются в замке.

Бесспорно, это шедевры по трактовке, яркости цвета, выразительности. Посмотрев фильм, представленный на выставке, можно увидеть, какое количество утрат, записей, перекрывающих утраты, было на этих иконах. Труд реставраторов, сумевших раскрыть и восполнить утраты, можно назвать выдающимся.

Фильм — еще одно доказательство: разговоры специалистов о необходимости музейного хранения и реставрации церковных памятников не вымыслы и не желание присвоить какие-то произведения, принадлежащие церкви. Это забота об их сохранности.

Выставка демонстрирует публике произведения Угрюмова в основном из коллекции Русского музея, за небольшим исключением. Икона «Христос» представляет частное собрание.

Рядом с ней на стене «Плащаница» из Ярославского художественного музея. Икона была обнаружена местным краеведом в ярославской церкви, где крестили Угрюмова. Краевед предположил авторство художника. Икона пришла в Русский музей в скверной сохранности. Реставраторы привели ее в порядок. После выставки «Плащаница» вернется в Ярославский музей.

Картины Угрюмова прижились в Инженерном замке, но они здесь не навсегда. Потом что-то уйдет в запасники, что-то в экспозицию. Полотно «Въезд Александра Невского во Псков» — из основной экспозиции, скорее всего, оно туда вернется.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5334) от 06.11.2014.


Комментарии