Пиранезийский держите шаг

Выставка-премьера «Пиранезианство в советской архитектуре 1920 - 1930-х годов», которая открылась в Рафаэлевском зале Музея Академии художеств, впервые представляет широкой публике проекты молодых тогда авторов, испытавших сильное влияние знаменитого итальянского художника XVIII века.

Пиранезийский держите шаг | П. Штеллер. Проект судостроительной верфи. 1936 г. ФОТО предоставлено НИМ РАХ

П. Штеллер. Проект судостроительной верфи. 1936 г. ФОТО предоставлено НИМ РАХ

Как рассказала нашей газете Екатерина Савинова, куратор проекта, старший научный сотрудник музея, время революционного романтизма перекликается с бумажной архитектурой Джованни Пиранези. Масштабные проекты первых лет советской власти не соответствовали ни материальным, ни техническим возможностям страны и не могли быть реализованы. Выставка, посвященная 100-летию русской революции, построена как диалог искусства Пиранези и произведений его последователей, работавших на полтора века позже. Всего показано около ста произведений из собрания Музея Академии художеств.

Хорошо известные и часто выставляемые офорты Пиранези, изображающие античный Рим - Колизей, Пантеон, Арку Септимия Севера, город эпохи Ренессанса - замок Святого Ангела, дополнены пробковыми моделями тех же памятников, вырезанных Антонио Кики, современником Пиранези. Особенно впечатляет модель Пантеона, состоящая из двух половинок, чтобы можно было увидеть здание одновременно изнутри и снаружи. Масштаб модели - 1:80. Если учесть, что высота Пантеона 43 метра, то модель имеет солидную для нее высоту полметра.

Коллекция пробковых моделей была специально заказана у автора Екатериной II и является одним из крупнейших в мире собраний работ Кики.

Самые ранние рисунки советского времени принадлежат Ною Троцкому. В 1920 году проект многофункционального общественного здания «Дом цехов» стал его дипломной работой в Академии художеств. Знаменитые рустованные ренессансные фасады Троцкого появились тогда.

В начале двадцатых годов театральный художник Борис Альмединген создал проект реконструкции кинотеатра «Пикадилли» (ныне - «Аврора») в духе ренессансного палаццо. Если бы он был реализован, то тесный дворик на Невском проспекте, 60, выглядел совершенно иначе.

В 1924 году состоялся конкурс на памятник Ленину у Финляндского вокзала. Иосиф Лангбард придумал грандиозный монумент. Для масштаба на его рисунке изображен аэроплан, который пролетает рядом с головой вождя.

В 1927 году Лев Руднев в качестве памятника к 10-летию Октября придумал огромный куб с надписью: «Сей камень сооружен во имя власти советов рабочих и крестьян».

Через несколько лет темой нескольких дипломных проектов в Академии художеств стал Морской вокзал в Ленинграде. Назначение здания потребовало от молодых архитекторов Александра Андреева и Феофилакта Коимшиди сдержанности в выборе классицистических деталей. Но огромные размеры зданий подчеркивали претензии СССР на роль морской супердержавы.

Гигантомания свойственна и проекту судостроительной верфи Павла Штеллера. Его рисунки и чертежи большого формата в течение двух лет реставрировались специально для «пиранезианской» выставки.

Единственный рисунок, который может узнать любой петербуржец, принадлежит Евгению Левинсону. Это проект Дома военморов на Петровской набережной. Но и он реализован в сильно упрощенном виде.

Выставка продлится по 16 апреля.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии