Петрушки снова на Невском
Сегодня в 14.00 в Доме актера откроется XXII международный фестиваль кукольных театров «КУКАRT», который продлится до 30 июня. В дни фестиваля зрители увидят спектакли сорока театров из десяти стран.
Важным событием фестиваля обещает стать уличное представление «Петрушки на Невском», которое состоится 27 июня на Малой Садовой. В нем примут участие кукольники из Израиля и петрушечники из России – московские театры «Тень» и «Бродячий вертеп», неоднократный лауреат «Золотой маски», монотеатр из Японии Yuki Puppet works и Государственный театр кукол из Туркмении.
О том что еще интересного будет в этом году на фестивале, нашему корреспонденту рассказал основатель и художественный руководитель «КУКАRTа» Давид БУРМАН.
Фестиваль откроется спектаклем Южно-Сахалинского государственного театра кукол «Оскар и Розовая Дама».Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
– На какие коллективы вы советуете обратить особое внимание?
– Мы проводим два культурных моста «Болгария – Петербург» и «Израиль – Петербург». Болгария привозит два театра – из Сливена и Бургаса. Израиль представит художник – аниматор на песке Евгений Свердлов. Кроме того, покажем испанский театр TeatroLosClaveles. Специальным гостем в этом году станет Симферопольский театр кукол.
Фестиваль делится на основную программу (это достаточно известные проекты) и клубную – в ней участвуют коллективы, которые еще только пытаются о себе заявить.
– Для отбора вы посещаете фестивали в разных городах и странах?
– Конечно, я езжу по разным фестивалям, общаюсь с их руководителями, которые приезжают к нам и выбирают спектакли на свои фестивали. Так я нашел японский монотеатр, который в этом году увидят петербуржцы. Актриса играет для одного зрителя три минуты, и так порядка семидесяти спектаклей в день. В три минуты можно вместить хокку. Спектакль можно так и назвать – ожившее хокку.
Несколько лет назад мы делали первый Всемирный фестиваль школ кукольников, и к нам приезжал артист из Германии, который показывал спектакль для двух зрителей на пять минут. Такие бывают удивительные истории.
Мы доказываем, что каждый из нас – выросший ребенок. С кукольного мира начинается мир ребенка: первое, что он видит, – мама, второе – игрушка. Взаимоотношения ребенка и куклы параллельны взаимоотношениям взрослого и ребенка.
– В России еще есть кукольные фестивали?
– Их много. В Подмосковье «Чаепитие в Мытищах», в Рязани «Рязанские смотрины», в Москве – фестиваль Образцова, «Ивановский муравейник» в Иванове, «Соломенный жаворонок» в Челябинске. Благодаря фестивалям в этом году я привез Южно-Сахалинский театр кукол с постановкой «Оскар и Розовая Дама» (режиссер Станислав Железкин), которым открывается «КУКART».
В Санкт-Петербург на «КУКART» приезжают много специальных гостей из-за рубежа: специалисты по арт-терапии, директора международных фестивалей. Они приглашают наши коллективы к себе.
– Кого из известных ныне кукольников вы открыли в предыдущие годы?
– Самый известный – «Кукольный формат» со спектаклем «Всадник CUPRUM». Это первый случай, когда театр фантастическим образом самореализовался. «Карлосон Хаус» тоже потрясающая история, возможная только в Петербурге. Сказка про Карлсона стала началом рождения успешного театра.
Фестиваль дает возможность раскрыться кукольникам, как это сделали Анна Викторова, Борис Константинов, Руслан Кудашов, Светлана Озерская. Мы дружим с драматическими артистами – народный артист России Сергей Мигицко почетный президент нашего фестиваля. В этом году открывать фестиваль будет народная артистка России Ирина Мазуркевич.
«КУКART» запустит новые сценические площадки – в этот раз один из спектаклей покажем на потрясающей площадке «Цех» на Конюшенной пл., 2. Зрители увидят явного фаворита фестиваля – спектакль «Волшебник страны Оз» Небольшого драматического театра Льва Эренбурга.
– Вы совсем не думаете о коммерческой составляющей?
– Наш фестиваль подвижнический. Как только мы, творческие люди, начинаем ставить во главу угла материальное, заканчивается творчество.
– Как вам удается совмещать продюсерскую деятельность с бескорыстными помыслами?
– Интеллектуальное вложение так же важно, как и материальное. Если это начнут осознавать спонсоры, тогда искусство будет спасено. Интеллектуальная и материальная собственность должны соединиться.
Проблема государственного отношения к людям творческим в том, что оно не берет в расчет интеллектуальную собственность. А ведь это такое же серьезное вложение, как деньги. Чем больше мы вкладываем, тем больше получаем. Как только приоритетом становится материальное, начинается разрушение...
«КУКART» своей основной задачей ставит презентацию лучшего и продвижение неизвестного – и получилось, что во многом благодаря этому фестивалю Петербург стал столицей кукольников России. У меня сверхзадача — выйти на другой этап по примеру Международного фестиваля театра кукол во французском Шарлевилль-Мезьере, во время которого в маленький город с населением 30 тысяч жителей приезжают 100 тысяч зрителей, туристов и участников фестиваля. И за это время маленький город получает бюджет на целый сезон жизни.
Я горжусь тем, что у нас самый статусный фестиваль кукольников в России и мы пытаемся показать все виды и направления кукольного искусства. Ведь в мире сегодня существует более ста систем кукол.
Важное направление фестиваля – поддержка зрителей со сложными проблемами со здоровьем. У нас на фестивале будет социокультурный проект: «Театр Куклы. Доступный театр», осуществляет его проект «Самокат», связанный с интеграцией детей с ограниченными возможностями в общую зрительскую среду.
– А вы как режиссер чем можете похвалиться?
– Недавно в Оренбургском театре кукол я осуществил свою детскую мечту – сделал мюзикл «Тим Талер, или Проданный смех» на основе «Стены» Pink Floyd. А сейчас обдумываю «Историю маленького принца»...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (5483) от 22.06.2015.
Комментарии