Он же памятник! Как праздновали юбилейные даты, связанные с Пушкиным

Наша газета продолжает серию публикаций о фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина. Сегодня рассказываем о фотографиях, которые показывают, как праздновали памятные даты, связанные с поэтом, и начальную историю самого музея.

Он же памятник! Как праздновали юбилейные даты, связанные с Пушкиным | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Яна Пономарева, хранитель фонда документальной фотографии, с естественным трепетом музейщика достает из шкафа альбом с несколькими десятками фотографий. На коленкоровой обложке нет никаких тиснений, которые пояснили бы назначение собранных снимков. В музейных инвентарях он называется «Альбом Всесоюзной пушкинской выставки 1937 года». Известно, что одним из авторов был фотограф Александр Хлебников. Судя по тому, что на снимках нет пуб­лики, но зафиксированы рабочие моменты подготовки выставки, приуроченной к 100‑летней годовщине со дня смерти Пушкина, это была фотофиксация для потомков. Выставка была грандиозной даже по современным представлениям: 5,6 тысячи экспонатов из 102 музеев, архивов и библиотек.

Фасад здания Государственного исторического музея, выходящего на Красную площадь, украшала огромная репродукция портрета Пушкина с картины Василия Тропинина. На следующем фото — «Парадные сени» музея, оформленные плакатами в духе того времени: «Да здравствует братский союз народов Союза ССР!» и «XIX Октябрь». Они резко контрастируют с росписью на потолке «Родословное древо государей Российских». Это произведение было создано в 1883 году художником Фомой Тороповым и его бригадой. В литературе встречается упоминание, что роспись была закрашена в 1937 году. Вероятно, это неточность: пушкинская выставка работала с 16 февраля 1937 года по 16 февраля 1938 года. Следовательно, закраска произошла позднее (роспись была полностью отреставрирована в 1997 году).

Хранитель обращает внимание еще на несколько фотографий. В первом зале была установлена большая гипсовая модель памятника Пушкину — монументальный образ трагического поэта. Она создана скульптором Сергеем Меркуровым и позже была представлена им на всесоюзный конкурс памятника для Пушкинской площади в Ленинграде. В итоге ни один проект не был реализован. Но работа Меркурова не канула в Лету. В феврале 1941 года отливка из железобетона была установлена в селе Большое Болдино. В 1949 году бронзовый памятник украсил Магнитогорск. Наконец, в 2001‑м, почти через полвека пос­ле ухода Меркурова, скульптор Юрий Смирнов по модели старшего коллеги создал в Железноводске памятник из цемента и мраморной крошки.

Пушкин фото 22.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Среди скульптур на выставке находилась модель памятника «Пушкин — лицеист» Роберта Баха для Лицейского сквера в Царском Селе. Памятник был открыт в 1900 году. Модель находится в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина.

На других снимках хорошо видны последний прижизненный порт­рет Гавриила Державина, созданный в 1815 году художником Александром Василевским, картины «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.» Ильи Репина, «Прощание А. С. Пушкина с морем» Ивана Айвазовского в соавторстве с Ильей Репиным и другие работы.

После закрытия выставки советское правительство решило организовать на ее основе Государственный музей А. С. Пушкина. Но только в 1949 году удалось реализовать это решение в Ленинграде под названием Всесоюзный музей А. С. Пушкина.

Хранитель фонда фотографии показывает еще несколько редких снимков. 26 мая 1899 года, в 100‑летие со дня рождения поэ­та, Василий Левитский, служивший в Московском главном архиве МИД, сфотографировал панораму Страстной площади (верхний снимок справа). Люди толпятся вокруг памятника Пушкину, зеваки вышли на балконы окружающих домов. В тот же день другой фотограф — Роман Бродовский, известный автор портретов сыновей Пушкина, сделал снимок той же площади с другой точки. Отпечаток любопытен как ранний образец ретуши: для четкости обведены тушью памятник и человек в толпе, получившийся нерезко.

Пушкин фото 23.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Александр Пушкин, старший сын поэта, и Лев Павлищев, племянник, увековечены на снимке, сделанном Карлом Буллой в те же праздничные дни в псковских Святых Горах. Двоюродным братьям, генералу и писателю, почти ровесникам, под семьдесят, держатся они браво.

Пушкин фото 24.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Снимок Михаила Прехнера, советского фоторепортера, погибшего в первые месяцы Великой Отечественной войны в возрасте 30 лет, называется «Пушкинские Горы» и неожиданно отсылает к Всесоюзной выставке 1937 года. На обратной стороне отпечатка карандашом сделана пометка: «На стене под барельефом Ленина». Это указание на расположение снимка на выставке.


#пушкин #музей #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7622) от 14.03.2024 под заголовком «Он же памятник!».


Комментарии