Он говорил от имени БДТ. Ушел из жизни народный артист РФ Геннадий Богачев
Вчера не стало народного артиста РФ Геннадия Богачева.
ФОТО Александра БЕЛИНСКОГО/ТАСС
Полвека с хвостиком Геннадий Петрович прослужил в БДТ. Случай почти уникальный: всю жизнь быть верным одной сцене. Один раз, правда, «изменил», но по уважительной причине. Театру им. В. Ф. Комиссаржевской никак было не найти артиста на роль Петра I в спектакле «Шут Балакирев», и Богачев, с его статью, харизмой, звучным голосом, подошел как никто другой. Голос артиста останется в стенах Большого драматического театра и после его ухода: в одной из последних своих ролей он озвучил автора в спектакле «Крещенные крестами» по прозе Эдуарда Кочергина.
Богачев мог говорить «от автора». Имел право. Поскольку вся его творческая жизнь драматического актера прошла здесь, в театре на Фонтанке, куда он пришел по приглашению Г. А. Товстоногова после окончания института на Моховой. Великий режиссер сразу распознал в дебютанте артиста своей группы крови. И не было сезона, чтобы премьеры обходились без него. За небольшими персонажами и вводами последовали роли, в которых зрители уже не могли представить никого другого: князь Котэ Пантиашвили в «Хануме», Муаррон в «Мольере», Уинкль в «Пиквикском клубе», Никита в «Жестоких играх», Мурзавецкий в «Волках и овцах», Васька Пепел в «На дне»…
Хочется перечислять дальше и дальше, поскольку история БДТ в 1970 – 2000‑е годы — это и личная история артиста. Режиссер всегда находил для него опорные роли, что было — как сейчас кажется — легко. Потому что Богачев, при видимой «социальности», готовности к современным ролям, был столь пластичен, готов к перевоплощениям, что лихо погружался в классику, в характерность и героичность, быстро пройдя путь от молодых героев к главным. Голос автора, столь важный для театра на Фонтанке, зачастую доверяли именно ему. Он подхватил эту миссию, наверное, от Кирилла Лаврова, дополнив своим отношением к жизни, к героям, к проблемам, волновавшим театр и зрителей. А поскольку лирическое отношение к персонажам у него сочеталось с подлинной артистичностью, театральностью, остротой взгляда и сценического рисунка, то все эпохи творчества БДТ находили в нем интереснейшего интерпретатора.
По сути, он был голосом театра. И незаменимым партнером для ведущих артистов труппы — от Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика, Сергея Юрского до Андрея Толубеева, Алисы Фрейндлих, Светланы Крючковой, Елены Поповой… Не хочется в связи с его уходом говорить о конце эпохи, но определенное «подведение черты» не может не ощущаться.
Так же будет не хватать Геннадия Богачева и кино, куда он пришел еще студентом и где озвучил ролей не меньше, чем сыграл на сцене, и телевидению, и радио. Но там хотя бы, как и в спектакле «Крещенные крестами», останется нам на память его узнаваемый голос — как эхо золотого века Большого драматического театра.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7404) от 26.04.2023 под заголовком «Он говорил от имени БДТ».
Комментарии