Одобрена программа реставрации картины «Последний день Помпеи» в Русском музее

Расширенный реставрационный совет Русского музея, в котором приняли участие ведущие специалисты из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Академии художеств, эксперты Министерства культуры, единодушно одобрил программу реставрации картины «Последний день Помпеи» — шедевра Карла Брюллова, которая проводится к предстоящей выставке знаменитого русского художника. Программа охарактеризована как классическая, консервативная, свойственная реставрационной школе Русского музея, которая недавно отметила столетие своей работы.

Одобрена программа реставрации картины «Последний день Помпеи» в Русском музее | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ответственность — историческая

— В октябре 2024 года Русский музей откроет в Михайловском (Инженерном) замке выставку «Великий Карл». Она будет беспрецедентной по своему масштабу и соберет всего Брюллова из всех оте­чественных музеев, где хранятся его произведения, и может смело претендовать на звание выставки десятилетия. Это произойдет благодаря лидерской позиции великого русского художника в мировой табели о рангах. Это художник № 1 в отечественном искусстве, а «Последний день Помпеи» — произведение № 1 Брюллова, которое ставит этого художника в один ряд с титанами итальянского Возрождения, — подчеркнула Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Состоявшееся открытое заседание реставрационного совета, сказала Алла Юрьевна, имеет международное значение.

— Завершен первый, очень важный, этап работы по реставрации картины. Проведен полный комплекс технико-технологических и химико-биологических исследований, подробно изучены слои краски и защитного лака. Составлен реставрационный паспорт «Последнего дня Помпеи». Как всякий паспорт, он является документом, который идентифицирует современное состояние картины и является основой для продолжения работы. Мы подошли к самому главному — комплексной реставрации «Последнего дня Помпеи», она будет проведена впервые за почти двухсотлетнюю историю этого абсолютного шедевра мирового искусства. Реставрационный совет подробно обсудил и одобрил сложные методики. У реставраторов такого шедевра, как у саперов, не может быть ошибок. Тем более что Брюллов долго работал над картиной, вносил серьезные изменения. Потом были многочисленные перемещения картины. В XIX веке не существовало реставрации как науки, отсюда более поздние восполнения.

Последний день2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Теперь, по словам Аллы Маниловой, предстоит тонкая деликатная работа в традициях петербургской реставрационной школы. Ответственность на реставраторах лежит поистине историческая.

— При всех действиях наш музейный принцип остается неизменным — «Не навреди». Эта клятва Гиппократа точно так же работает и для реставраторов. Мы должны обеспечить такое качест­во работы, чтобы как минимум на 100 лет вперед состояние картины «Последний день Помпеи» не вызвал никаких вопросов.

Алла Манилова напомнила, что стратегическим партнером Русского музея в проведении реставрационных работ с музейными экспонатами является «Газпром» и что в случае с огромным полотном «Последний день Помпеи» такая поддержка особенно важна. Результаты совместной работы ГРМ и «Газпрома» уже налицо: это картина «Степан Разин», ставшая украшением выставки работ Василия Сурикова, проходящей в Русском музее с огромным успехом.

По словам Ольги Бабиной, заместителя генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей, реставрационные советы сопровождают «Последний день Помпеи» начиная с декабря 2023 года, когда картина была перемещена из Академического зала Михайловского дворца в зал № 86 Корпуса Бенуа, который в силу значительных размеров на время превратился в реставрационную мастерскую. Тогда было зафиксировано удовлетворительное состояние картины и утверждено задание на технико-технологические исследования.

Ольга Бабина рассказала, что в архиве Русского музея хранятся пятнадцать протоколов заседаний реставрационных советов разных лет, связанных с картиной ­«Последний день Помпеи» начиная с 1938 года. Речь шла об устранении мелких повреждений поверхности холста, потеков лака, небольших тонировках и т. д.

— Сейчас высокий профессиональный уровень наших реставраторов и современные материалы позволяют провести комплексные работы. Чтобы наши посетители смогли увидеть подлинную ­брюлловскую картину, — отметила она.

Аквамарин — натуральный

Как рассказал на совете Сергей Сирро, заведующий отделом технологических исследований Русского музея, за последние три месяца были проведены съемки картины «Последний день Помпеи» в видимом, УФ-, и ИК-диапазонах, а также исследование микропроб красочного слоя. Это позволило проникнуть в творческую лабораторию Брюллова. Стало видно, как художник менял позы персонажей, добиваясь большей динамики и драматичности сюжета. В правой части картины юноша держит безвольно ослабевшее тело девушки с венком на голове. В первоначальном варианте она прижималась к юноше щекой к щеке. Девушка в левой части картины уже выпустила сосуд из рук, а сначала его крепко держала. Мальчик в центре, сжимавший полу одежды отца, теперь разжал кулачок.

Когда Брюллов увидел, что светлый грунт просвечивает сквозь красную краску, он положил сверху желтоватые белила, а уже на них — финишную красную краску. Тогда цвет заиграл, но авторский лак со временем потемнел, сейчас его придется сделать тоньше. Художник был хорошим технологом: по словам Сирро, его поразило, что для драпировок, не самых важных для картины, он использовал очень дорогой природный ультрамарин, или лазурит. Хотя уже был создан и применялся живописцами синтетический заменитель насыщенной синей краски. Но природный лазурит со времен Джотто использовался как самый долговечный.

Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи, показал небольшие контрольные участки утоньшения потемневшего лака на том месте, где изображена светлая мостовая. И представил программу реставрации. Она состоит из 12 пунктов, которые будет выполнять группа из пяти человек во главе с Ольгой Кленовой, ведущим художником-реставратором высшей категории.

Предстоит утоньшить потемневший авторский лак и удалить поздние записи. Затем нанести свежий защитный лак и только потом тонировать утраты, чтобы они были отделены от авторской живописи. В финале — еще один слой защитного лака.

Всю эту напряженную работу надо выполнить до конца сентяб­ря.

Детям — о Брюллове

После завершения совета Алла Манилова сообщила, что разработана программа экскурсий в зал, где реставрируется «Последний день Помпеи». В том числе для первоклассников. Пилотная экскурсия уже состоялась: реставраторам пришлось напрячь все свои педагогические навыки, чтобы объяснить простыми словами понятия «холст», «красочный слой» и другие. Это часть важной просветительской работы музея, рассказывающей о труде реставраторов, который обычно не виден широкой публике, а также часть программы по привлечению зрителей к предстоящему показу «Великого Карла».


#русский музей #картина #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7617) от 06.03.2024 под заголовком «Паспорт для картины № 1».


Комментарии