Новая сцена Александринского театра отметила свое десятилетие трехдневным фестивалем

Помимо всего прочего его организаторы постарались показать, как пространство культурного комплекса «формирует творческую мысль».

Новая сцена Александринского театра отметила свое десятилетие трехдневным фестивалем | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Программа была насыщенной — театр, танец, музыка, медиаискусство — и продемонстрировала все возможности Новой сцены. От трансформаций основного зала, способного преображаться из классического амфитеатра в арену или концертную площадку, до всех зон двухуровневого фойе, которое может быть использовано как лекторий и выставочный зал, место проведения пресс-конференций и всевозможных встреч.

О том, как строился многофункциональный культурный комплекс, тоже вспомнили. О прошлом и настоящем Новой сцены говорили на встрече со зрителями Александр Малич, продюсер театральной площадки, и Михаил Кондиайн, руководитель архитектурного бюро, создавшего этот проект.

Михаил Олегович рассказал, что первые эскизы преобразования участка между площадью Островского и набережной реки Фонтанки создавали разные проектировщики, но все они предполагали снос здания старых театральных мастерских — оно не являлось памятником архитектуры, хотя имело интересную историю и выразительный облик. Артисты Александринского те­атра, пережившие блокаду Ленинграда, вспоминают, что именно сюда вынесли из поврежденного при бомбежке исторического здания хранившиеся там занавесы и декорации.

Когда в 2006 – 2007 годах за дело взялось бюро под руководством Юрия Земцова и Михаила Кондиайна, к вопросу впервые подошли иначе. Кондиайн говорит, что территория, на которой планировалось строительство, представляла собой «градостроительный сумбур» — сараи, трубы, полное отсутствие какого‑либо мощения… Разглядеть в этом хаосе структуру будущего объекта было непросто. И вот тут глаз архитектора упал на кирпичные стены мастерских. Возникла идея разместить в каркасе этого здания основной зал (пространство подходило для этого по всем параметрам). В результате сочетание старого и нового, кирпичных стен и контрфорсов с «вуалью» из стекла и металла, легло в основу проекта. Теперь эту тему можно проследить и во внешнем облике Новой сцены, и в ее интерьерах.

Кстати, изначально предполагалось, что это будет комплекс жилого дома и театра (театр должны были построить на деньги от продажи квартир). Но когда появилось государственное финансирование, проект переработали, исключив из него не только жилые пространства, но и ресторан, а также подземную парковку (Михаил Кондиайн, впрочем, считает, что с парковкой погорячились, она бы пригодилась Новой сцене).

В результате корпус старых мас­терских был реконструирован, и теперь в нем располагается театральный зал. Этажом выше — зал репетиционный, полностью повторяющий его по размерам, что очень удобно. А под сценой — помещения, в которых находится театральная машинерия. Эти механизмы позволяют трансформировать сам зал и «дают жизнь планшету сцены». Благодаря многочисленным подъемно-опускным площадкам и люкам-провалам здесь можно создать самый сложный, неожиданный рельеф, реализовать самые безудержные фантазии постановщиков.

Весь комплекс в целом состоит из трех корпусов, связанных двумя уровнями общего фойе. В одном из них расположен медиацентр, оснащенный видео- и аудиооборудованием для трансляций, а также полноценная телевизионная студия. Во втором — репетиционные и учебные аудитории, отлично приспособленные для проведения сов­ременного интерактивного обучения, тренингов, семинаров и мастер-классов. При этом связывающее корпуса фойе приподнято над землей на один этаж — таким образом архитекторы смогли сохранить сквозной проезд с площади Островского на набережную реки Фонтанки и проходные дворы сложной формы.

Как рассказывает Александр Малич, внутреннее пространст­во всех зданий тоже тщательно продумано и очень удобно. «Тот творческий эксперимент, который здесь возможен, во многом навеян пространством», — говорит он.

Более того, возможности, заложенные когда‑то проектировщиками, до сих пор продолжают раскрываться. Так, в дни локдауна Александринский театр первым из всех провел онлайн премьеру спектакля (это был «Маузер» Теодора Терзопулоса). Артисты играли на пустой зал, но зрители смогли увидеть трансляцию. Сделать это оказалось возможным потому, что Новая сцена давно была оборудована всем необходимым и связана оптоволокном с историческим комплексом. Теперь это направление активно развивается в рамках проекта «Другая сцена» и не только.

Выяснилось также, что прост­ранство Новой сцены позволяет легко разводить зрительские потоки, когда это потребуется. А еще комплекс изначально оборудован лифтом для маломобильных людей, хотя в то время, когда начиналось строительство, об их проб­лемах говорили мало.

Что касается перспектив, то в ближайших планах хозяев Новой сцены — возобновить кинопоказы на крыше. Когда‑то они уже проводились там, но на время ремонта кровли эту площадку закрыли. К следующему году она снова станет доступной и, возможно, украсится зеленью (архитекторы с самого начала планировали устроить там сад).

К слову, фойе Новой сцены и ее дворы открыты для всех желающих каждый день с полудня до десяти вечера. А для самых любознательных по этому культурному комплексу регулярно проводят экскурсии.


#Александринский театр #юбилей #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7416) от 17.05.2023 под заголовком «Сцена превращается…».


Комментарии