Главная городская газета

Настоящий

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Реклама
Свежие материалы Культура

Очищение болью

ЦВЗ «Манеж» и московское музейно-выставочное объединение с тем же именем представили публике совместный проект «Война и мир Вадима Сидура». Читать полностью

Любимый клоун придет во двор?

Памятник актеру и клоуну Юрию Никулину в Петербурге обещают установить муниципальное образование Коломна и театр «Мимигранты». Читать полностью

Динозавры, землеройки и гадкие лебеди

Среди текстов, прошедших в этом сезоне в шорт-лист премии «Новые горизонты», практически нет случайных, проходных текстов. Читать полностью

Умеющий все

Вчера исполнилось 80 лет Андрею Михалкову-Кончаловскому Читать полностью

С Пушкиным на дружеской ноге

Омская художница Римма Камкина утверждает, что нарисовала первый портрет Пушкина в возрасте двух лет. Читать полностью

Спектакль с вишневым вареньем

Театр на Литейном одним из первых открыл новый сезон - 109-й по счету. Читать полностью
Реклама
Настоящий | Алексей Баталов. 1968 год. ФОТО Валентина МАСТРЮКОВА/ТАСС

Алексей Баталов. 1968 год. ФОТО Валентина МАСТРЮКОВА/ТАСС

Умер Алексей Владимирович Баталов...

Я про него много думала, и думала с горечью. И вот Алексея Владимировича больше нет.

Посмотрела я как-то в стотысячный раз замечательный фильм Михаила Ильича Ромма «Девять дней одного года» - хотела включить телик на 5 минут, а в результате пересмотрела ленту заново - от начала до конца. И поразила меня одна вещь.

В былые времена из двух главных героев фильма мне (и не мне одной) безусловно предпочтителен был Илья Куликов, которого играл Иннокентий Смоктуновский, а вовсе не Гусев, сыгранный Алексеем Баталовым. И тому имелись реальные причины.

Куликов был блестяще умен, ироничен, по-столичному стилен, очень талантлив и предан науке. Он был безупречным джентльменом, благородным, верным дружбе и любви. Но суть его очарования как раз в том и состояла, что прежде всего он не был, как тогда казалось, «фанатиком». То есть посреди всей этой физики не сходил с ума и не забывал о себе: любил красиво одеться, вкусно поесть, прошвырнуться куда-нибудь с женщиной, которую любит. И вообще считал, что наука - для него, а не он - для науки. Словом, не забывал о себе в отличие от Гусева, который 24 часа в сутки горел наукой, забросил жену, погубил свое здоровье и вообще весь был какой-то «упертый», и для него его дело всерьез значило больше, чем его собственное благополучие. В отличие от шикарного Куликова, небрежно-элегантного во всем - в одежде, манере поведения, Гусев выглядел не то чтобы скучным, но уж как-то слишком поглощенным идеей и почти не обаятельным.

И вот заново увиденный фильм внезапно заставил меня пересмотреть собственное отношение к этому персонажу.

Думается, прежде всего потому, что вокруг сегодня появилось довольно много людей вроде Куликова - конечно, не таких роскошных, как герой Смоктуновского, но совершенно того же типа, с таким же отношением к жизни. А Гусевых, кажется, не стало совсем. И внезапно обнаружилось, что исчезновение людей, подобных герою Баталова, создало какой-то невыносимый общественный и человеческий вакуум. Об этом в круговерти жизни не особенно задумываешься, это не особенно ощущаешь, но только до тех пор, пока тебе не напомнили, что это БЫЛО, а теперь ИСЧЕЗЛО.

Быть может, именно поэтому у меня буквально сжималось сердце, когда я видела на экране физика Гусева, которого в старом фильме 50 лет назад сыграл Алексей Баталов. И именно поэтому на удивление равнодушной меня оставил блестяще сыгранный Иннокентием Смоктуновским великолепный прагматик Куликов.

Речь не о том, что один хорош, а другой плох. Оба хороши, но каждый по-своему.

Речь о том, что, как это ни странно, но именно нравственный максимализм, который так раздражал прежде в Гусеве и который ныне практически полностью истреблен в людях, быть может, и есть то единственное человеческое качество, которое могло бы нас сегодня защитить от всяческого беспредела.

Нынче появилось так много красивых элегантных прагматиков, настоящих европейцев, с легкостью произносящих: «Если уборщица получает больше профессора, значит, уборщица сегодня нужнее!». Нынче совсем не осталось «упертых максималистов», которые вкладывают в слова «Кто - если не я!?» их исконный смысл. Эти вторые, наверное, глупо бы сегодня смотрелись с экрана телевизора.

Они вообще-то всегда, во все времена, смотрелись довольно глупо.

Просто когда они есть - жизнь вокруг и достойнее и умнее. Для всех, а не только для красивых и элегантных.

Сразу подумалось о том, что Баталов и сам всегда был прямым подтверждением того, что играл. Интеллигентный, умный, добрый - и очень красивый человек. Умеющий «нести свой крест и верить».

Тот, кто всегда играл только идеальных героев. Которых хотелось любить и на которых хотелось походить. Он никогда не суетился, не становился героем скандальных публикаций, не мелькал на различных тусовках. Его благородное достоинство вызывало восхищение на грани сердечной боли.

Я даже не понимаю, как он это делал - заставлял верить в то, что он и сам такой. Такой, как Борис Бороздин из «Летят журавли», как шофер Румянцев из «Дела Румянцева», такой, как Сергей Трубецкой из «Звезды пленительного счастья», как Федя Протасов, как слесарь Гоша из «Москвы слезам...»

Сам такой. Настоящий.

Сегодня для такого, как он, в кино не было бы ролей. Нетипичен. Время нынче безгеройное, и таким, как он и тем более как его Гусев, места в жизни, кажется, не осталось. Такого, как Баталов, например, невозможно представить себе ведущим телепрограммы. Или Гусева, скажем, депутатом. Чтобы наши депутаты жертвовали своими интересами и собой ради идеи или ради людей?

Смеетесь? Вот и я смеюсь.

Да и, собственно, дело ведь не в том, что в нынешние времена был невостребован актер Алексей Владимирович Баталов. Невостребованны были его герои. Это и грустно.

А теперь и его, вот такого, уже нет. Осталось лишь щемящее чувство: но ведь был же! Был!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook