2Vtzqv4Hz9U

Музыка отца и сына

Выдающийся дирижер современности Марис Янсонс продирижировал заслуженным коллективом России в Большом зале Филармонии, посвятив свое выступление 100-летию отца – Арвида Янсонса.

 Музыка отца и сына | Источник: depdela.ru

Источник: depdela.ru

Последний концерт с заслуженным коллективом Марис Арвидович проводил в 2003 году по случаю 300-летия Петербурга. С тех пор он появлялся с этим оркестром на филармонической сцене лишь на руководимых им юбилеях Юрия Темирканова, поскольку выступал художественным руководителем программ. Маэстро приезжал в Петербург и с возглавляемыми им европейскими коллективами – оркестром Баварского радио и амстердамским оркестром Консертгебау.

Пост главного дирижера последнего оркестра он, к сожалению, неожиданно для музыкантов покинул в этом году по ряду причин, в том числе по состоянию здоровья. Кто знает, может быть, теперь у Мариса Янсонса будет больше времени, чтобы чаще прилетать в Петербург? Хотя, как заверил маэстро российских журналистов на пресс-конференции, из Петербурга он никуда и не уезжал – в своем любимом городе готовится к европейским выступлениям, здесь у него большая библиотека и собрание звукозаписей. Марис считает себя и своего отца петербуржцами, гордо несущими традиции ленинградско-петербургской школы симфонического дирижирования. Отец и сын вместе работали и в Ленинградской консерватории, и в Филармонии. История академической музыки ХХ и ХХI веков знает несколько примеров такой преемственности. В случае Янсонсов сын не просто стал завидным продолжателем отцовского дела, но и во многом превзошел его. В арт-подвале Большого зала Филармонии в эти дни развернута экспозиция к 100-летию Арвида Янсонса, где можно увидеть фотографии отца и сына.

Программу своего концерта Марис Янсонс собрал по биографическому принципу. Солистом выступил австрийский пианист Рудольф Бухбиндер, знаток творчества Бетховена.

Концерт прошел при аншлаге, в зале радовало обилие молодежи с горящими глазами, пришедшей посмотреть на живую легенду. Вечер пролетел в одно мгновение.

В музыке концерта Бетховена, в его героическом до-миноре, написанном очень по-моцартовски, слышалось столько трепетной нежности, столько чуткости, исходящей от оркестрантов. Струнники звучали как один, духовые деликатничали как никогда, Бухбиндер добавлял венской элегантности. На бис пианист исполнил Фантазию на темы Иоганна Штрауса.

В «Жизни героя», последней симфонической поэме Рихарда Штрауса, оркестр было попросту не узнать: он как-то по-особому преобразился – в нем появилось больше европейского лоска, заиграли иные мускулы, открылось новое дыхание. И это достигнуто всего за четыре репетиции. Романические метаморфозы героя – композитор описывал моменты своей биографии – звучали ярко и вместе с тем невероятно осмысленно, тонко, без гремучего пафоса.

Марис Янсонс выстроил поразительную драматургию взлетов и падений, пауз и кульминаций – словно симфонический ваятель, творящий звуковой памятник своему отцу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5448) от 28.04.2015.


Комментарии