Концерт для Пьеро с веревкой

В KGallery до 26 февраля можно посмотреть выставку одной картины - «Концерт» Павла Челищева.

Концерт для Пьеро с веревкой | ФОТО предоставлено пресс-службой KGallery

ФОТО предоставлено пресс-службой KGallery

В декабре прошлого года «Концерт» был представлен на лондонских торгах аукциона Christie,s в числе 180 произведений искусства из коллекции Фонда Эдварда Джеймса. Там были, в частности, такие знаменитые работы Сальвадора Дали, как белый «телефон-лобстер» и алый диван в виде накрашенных губ американской кинозвезды Мэй Уэст, которые и предполагалось продать наиболее дорого. Но неожиданно ценовой рекорд побила картина Челищева: она ушла с молотка за 1,38 миллиона фунтов стерлингов, хотя первоначально за нее запрашивали в пять раз меньше. Это стало сенсацией.

Но дело не в деньгах. А в том, что на родину возвращается один из самых загадочных художников минувшего века, которого считают основоположником мистического сюрреализма. На Западе его часто называли «русским Дали», а в своем отечестве художник был забыт на долгие годы, разделив судьбу многих художников и писателей, бежавших от Октябрьской революции.

Сейчас Павел Челищев постепенно обретает известность и в России. В Москве в последние годы прошли две его выставки, а вот в Петербурге с его творчеством публика знакомится впервые. В музейных собраниях России есть только одна картина Челищева - «Феномена», представляющая часть задуманного художником триптиха: «Ад», «Чистилище», «Рай». Она попала в советскую Россию в 1958 году, год спустя после смерти художника. Челищев завещал ее родной стране.

Передал картину в Третьяковскую галерею друг Челищева Линкольн Кирстайн, приехавший в Москву вместе с труппой Джорджа Баланчина «Нью-Йорк Сити балет» на гастроли. В СССР тогда началась хрущевская «оттепель», железный занавес, отделявший страну от мира, чуть-чуть раздвинулся. Полотно провезли через границу в свернутом виде, задекларировав как часть декораций, и на долгий срок упрятали в запасники. Сейчас она есть в постоянной экспозиции в здании Третьяковки на Крымском Валу. Будете в Москве, посмотрите. Картина производит тяжелое впечатление. Не случайно Челищева сравнивали не только с Дали, но и с Иеронимом Босхом.

Вторая часть триптиха - «Игра в прятки» («Чистилище») находится в Нью-Йорке, в собрании МоМА. Эта картина, которую музей приобрел в 1942 году (тогда же прошла выставка Челищева), пользуется у посетителей, согласно опросам, невероятной популярностью. Открытки и репродукции с ее изображением продаются такими же тиражами, как «Герника» великого Пикассо. Она тоже может показаться пугающей: из полутьмы вырисовывается огромное дерево, как бы древо мира, на котором вместо листьев - призрачные головки детей, тянущиеся в пространство, словно молящие о милости детские ручки. Может быть, это души нерожденных младенцев?

«Рай» - третью часть своей «Божественной комедии» - Челищев так и не успел написать.

Выставленный в KGallery «Концерт», работа из цикла художника, вдохновленного цирком, - странная картина. Здесь изображены четыре человека. Все - в костюмах Пьеро, самого грустного персонажа комедии дель арте, которого обычно изображают в паре с веселым Арлекином. Но что же это за концерт, на чем они играют? Ни у одного персонажа в руках нет музыкальных инструментов. Один играет в старинную и ныне забытую игру « в веревочку» - она сплелась в сложную композицию. Другой выдувает прозрачный пузырь, по форме напоминающий утробу, в которой плавает плод. Внутри - мерцающие огоньки. Третий - чернокожий - дует в какой-то прутик, на конце которого то ли два огонька, то ли трепещущие листочки. Четвертый держит в руках круглую коробочку, из которой вытягивает веревку. Можно трактовать по-разному. На мой взгляд, эти Пьеро - какое-то подобие античных богинь судьбы, которых древние греки называли мойрами, а римляне - парками. Работают они слаженно, определяя судьбу каждой из еще не родившихся душ и отмеряя время жизни.

Челищев много писал портреты - и по зову души, и на заказ. Написал свою подругу-покровительницу Гертруду Стайн, Джеймса Джойса, Сесила Битона. А вот Грету Гарбо писать отказался, заметив, что она слишком похожа на статую Свободы. Портрет Чарльза Генри Форда, своего спутника жизни, он осыпал пайетками. Заказной портрет главы косметического концерна Елены Рубинштейн покрыл блестками.

Но художника, увлеченного мистикой и даже оккультизмом (любопытно, что в роду Челищева были масоны), с годами все больше интересовало не внешнее, а внутреннее.

«Его картины все более утончались, освобождаясь от материи. Сначала тело человека стало для него прозрачным, как рентгеновский снимок. Потом анатомические очертания исчезли, и возник сияющий чертеж души человека, сотканный из звездного света», - писал поэт Константин Кедров, двоюродный внук Челищева, по инициативе которого не так давно был снят фильм о художнике «Нечетнокрылый ангел».

Двухнедельная выставка картины «Концерт» - пролог к ретроспективе Павла Челищева, которую в KGallery обещают устроить в марте 2018 года.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5891) от 16.02.2017.


Комментарии