Гвоздевое искусство

В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась выставка, посвященная памяти художника Юрия Никифорова (1947 - 2016), одного из основателей центра, ветерана неофициальной ленинградской культуры.

Гвоздевое искусство | Юрий Никифоров. «Регистрация веса разбитой совести». <br>ФОТО АВТОРА

Юрий Никифоров. «Регистрация веса разбитой совести».
ФОТО АВТОРА

Среди довольно шумной компании художников-пушкинцев Никифоров всегда выделялся немногословностью. Он предпочитал слушать. Даже если с чем-то не соглашался. Как говорит его соратник Владимир Козин, Никифоров был человеком закрытым, предпочитал общаться на серьезные темы искусства только в своем кругу. Не предлагал себя галереям, не стремился к публичности. Возможно, по этой причине многие годы он оставался известным только постоянным посетителям двух-трех петербургских выставочных площадок. Единственная большая персональная выставка Никифорова - «Заплыв по сухой поверхности» состоялась в 2013 году в Пермском музее современного искусства.

Существует еще одна версия, почему подобной выставки не было в Петербурге. В 1999 году, после того как «Пушкинская, 10» из сквота превратилась в нынешний арт-центр, Никифоров получил «Арт-Полигон» - помещение для проведения мастер-классов с молодыми художниками, актерами, музыкантами и показа их проектов. «Полигон» продержался 2,5 года. Позже помещение на первом этаже у самого входа решили перепрофилировать сначала под магазин, потом под общепит. За Никифоровым осталась его мастерская на шестом этаже, но с Пушкинской, 10, ушла интересная и важная для него экспериментальная работа на стыке художественных дисциплин.

Нынешний выставочный проект «Прошивая горизонты», созданный молодым куратором Анастасией Пацей, - попытка заново открыть Никифорова для широкого петербургского зрителя. Но сначала несколько фактов из биографии художника. Он получил классическое образование в Мухинском училище. В 1982 году поселился в доме-мастерской в Ивангороде, где создал ТОХИН - Творческое объединение художников Ивангорода и Нарвы, выставлялся в балтийских республиках. В 1989 году вернулся в Ленинград и попал на Пушкинскую, 10.

Никифорова называют последним модернистом ленинградского андеграунда - его интересовала абстрактная живопись и так называемое бедное искусство, объекты, создаваемые из подручных материалов - обгорелых досок, проволоки, пластика и т. д.

Нынешняя ретроспектива показывает лучшие работы мастера в обоих направлениях. Выделим раннюю трагичную картину «Тайная вечеря» и блистательную зарисовку «Хромая собака», где белый искривленный скелет пса просвечивает через яркую шерсть.

«Постель шахтера» - композиция из земли, битума, простыни и множества окурков. И многое сказано про труд, связанный со смертельным риском.

Полотно «Прошивая горизонты», давшее название проекту, это граница между белым и черным, которую пронизывают строительные гвозди длиной 250 мм. Получился выразительный образ поисков художника, стремление уйти за горизонт.

Выставка открыта по 5 февраля. В этот период по выходным дням доступна также мастерская художника, где показана ранняя эротическая графика и документальные видеоматериалы разных лет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5868) от 16.01.2017.


Комментарии