Графиня вновь танцует. На сцене БДТ состоялась премьера балета «Пиковая дама»

На сцене Большого драматического театра состоялась премьера балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского в исполнении труппы Театра балета имени Леонида Якобсона. Спектакль посвящен Пушкину в юбилейный год поэта.

Графиня вновь танцует. На сцене БДТ состоялась премьера балета «Пиковая дама» | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра

Балет поставил аргентинский танцовщик и хореограф Иньяки Урлезага, экс-премьер королевского балета «Ковент-Гарден» и аргентинского Театра Колон. В репертуаре танцовщика было множество партий, балетоманы помнят его выступления на сценах Большого и Мариинского театров, участие в фестивале «Дягилев. P.S.». Как хореограф, Урлезага поставил немало балетов, в его редакции на сценах театров мира шли «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Дон Кихот». Либретто «Пиковой дамы» хореограф сочинил сам на основе либретто Модеста Чайковского к одноименной опере Петра Ильича.

К пушкинской «Пиковой даме» как первоисточнику обращались хореографы разных стран: так, в 2001 году Ким Брандструп поставил «Пиковую даму» для Национального балета Канады, а в 2018-м Лайэм Скарлетт - для Датского королевского балета. Оба хореографа использовали музыку Чайковского к опере. Французский балетмейстер Ролан Пети дважды ставил свою «Пиковую даму»: в 1978 году для Михаила Барышникова, а в 2001-м для Николая Цискаридзе и Илзе Лиепы на сцене Большого театра. Для своей работы Ролан Пети использовал Шестую симфонию Чайковского.

Иньяки Урлезага использовал музыку Чайковского к опере в аранжировке Андреса Риссо. Тонко передал звучание музыки Чайковского Санкт-Петербургский симфонический оркестр под управлением Александра Титова.

В партии Лизаветы (так зовется в либретто оперная Лиза) выступила опытная танцовщица Алла Бочарова, обладающая сильной, уверенной техникой. Актриса с самого начала предлагает острое, драматическое решение характера, ее героиня живет мечтой о свободе, жизнь у Графини - духовный плен, из которого она ищет возможности вырваться. Среди персонажей, окружающих Лизавету, - влюбленный в нее Елецкий и задушевная подруга Полина. Елена Чернова наполняет партию Полины тревогой, словно сомневается, обретет ли Лизавета счастье в браке с Елецким. Этот персонаж в исполнении Дениса Климука полон достоинства и степенности. Для него хореограф сочиняет монолог-признание, который танцовщику еще предстоит отшлифовать и добиться четкой фразировки.

В Германне Андрея Сорокина различимы страсть к самоутверждению и упрямый темперамент, во многом определяющие его мир одиночки, охваченного одной мыслью - разбогатеть. Андрей Сорокин безупречно исполняет свою партию. Словно бес-искуситель вьется вокруг Германна Томский, как будто дразнящий его своим рассказом о трех картах.

Хореограф весьма своеобразно решил образ Графини (Светлана Свинко): хрупкая, поддерживаемая слугами в сцене сада, она при появлении Германна в ее покоях проявляет недюжинную силу и наносит ночному гостю такую затрещину, что тот падает, а она продолжает колотить его палкой. Такой старушке и направленный на нее пистолет нипочем. Сцена теряет трагический оттенок и превращается в фарс.

Тонко решена сцена трех карт: в помутненном сознании Германна образ умершей Графини троится - одетые в одинаковые плащи с капюшонами, три фигуры поочередно бросают к его ногам три карты, которые он с жадностью прижимает к груди.

Порой хореографа подводит вкус. В финальной сцене в доме богатого игрока, куда поспешил Германн, знатных кутил обслуживают лакеи. Для них хореограф сочинил номер, выпадающий из стилистики спектакля. Подбрасывая блюда с едой, лихие молодцы исполняют прыжки-разножки и кульбиты, перепрыгивают со стола на стол... Начинает казаться, что хореограф заимствовал этот эпизод из репертуара армейского ансамбля песни и пляски.

Сценограф Эцио Фриджерно великолепно оформил спектакль. Величественные колонны черного мрамора очерчивают пространство сцены, сквозь ажурную решетку виднеется речная гладь. Изящные интерьеры комнаты Лизаветы и покоев Графини созданы с ощущением эпохи. Художник по костюмам Франка Скуарчапино одела каждого персонажа согласно его характеру и статусу, цветовая гамма поражает разнообразием нюансов.

#БДТ #театр #балет #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6585) от 10.12.2019 под заголовком «Графиня вновь танцует».


Комментарии