Голоса cеверной Венеции

До конца августа в римско-католическом храме Святого Станислава, находящемся в Коломне, каждые выходные звучат концерты II летнего международного органного фестиваля Vox Venetia Nordica. Уже третий сезон для всех желающих здесь по субботам и воскресеньям выступают известные органисты России и других стран Европы и Америки. Организаторы концертов – две молодые концертирующие органистки лауреаты многочисленных музыкальных конкурсов Екатерина МАРИШКИНА и Мария ЛЕБЕДЕВА. Воспитанницы Санкт-Петербургской консерватории поговорили с корреспондентом о любви к музыке, которая объединяет людей.

Голоса cеверной Венеции | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

– Как получилось, что вы стали заниматься общедоступными концертами в католическом храме?

Екатерина Маришкина: – Это была инициатива настоятеля прихода отца Кшиштофа Пожарского, в прошлом году отметившего 25 лет своего священства. Он с раннего детства не мыслит жизни без органной музыки – его отец был сельским церковным органистом. В храмах Европы, Америки и Азии проходят крупные органные фестивали, и это – традиция. Отец Кшиштоф решил попробовать организовать в своем приходе нечто подобное. Мы же с Марией по его приглашению решили попробовать себя в качестве организаторов.

Мария Лебедева: – Несколько лет назад здесь появился инструмент, который позволил развивать концертную деятельность, а не только сопровождать богослужения. Наш профессор, у которого мы вместе с Катей учились, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий посоветовал отцу Кшиштофу обратиться к нам. Зарецкий очень много делает для развития органной культуры в России. Благодаря его энтузиазму и преданности любимому делу в нашей стране появляются новые и реставрируются уже установленные органы. Например, во многом благодаря его содействию пять лет назад в петербургской Консерватории появился новый уникальный инструмент.

– Вы организовали фестиваль, чтобы привлечь публику. Получилось?

М. Л.: – Экономический кризис, безусловно, влияет на заполняемость зала. Но ведь и другие залы столкнулись с подобной проблемой. В целом мы довольны – порой приходится даже ставить дополнительные стулья. В феврале на концерте в День святого Валентина на выступление органистки Елены Антипиной пришло столько народу, что ей пришлось дать два концерта подряд вместо заявленного одного.

Е. М.: – Очень разные люди приходят к нам. Это ведь светские концерты, хотя, конечно, инструмент располагает к определенному настрою. Пространство храма создает совершенно особую энергетику, отличную от ауры концертного зала.

М. Л.: – Музыка помогает сблизить людей. Музыканты общаются между собой вне зависимости от внешней политики. А органисты – особая каста. Они очень дружат друг с другом, в нашем деле как будто отсутствует конкуренция. Я это заметила еще во время учебы, когда мы ездили в разные города мира, знакомились с культурой стран, изучали органы. В каждой церкви нас очень радушно встречали, некоторые знакомства переросли в настоящую крепкую дружбу.

– Мне кажется, органисты – какие-то святые люди, которые совсем не думают о деньгах.

М. Л. (смеется): – Мы действительно проводим большую часть своей жизни в церквях, где иногда приходится репетировать по ночам. Но и нам надо заботиться о хлебе насущном. Стараемся развиваться, чтобы нас приглашали играть чаще, и постепенно концертная деятельность начинает приносить свои плоды. Мы активно участвуем в конкурсах, чтобы сделать имя, как и прочие музыканты-инструменталисты, да и звезд органных немало, они также собирают полные залы. Многие органисты преподают, как мы с Екатериной. Другие служат штатными органистами в храмах.

В России орган никогда не был традиционным инструментом, как в Европе. Только с середины XIX века в нашей стране стала активно развиваться органная школа. Сначала к нам приезжали европейские органисты, преподавали и передавали исполнительские традиции, а российские музыканты уезжали учиться за рубеж. Сейчас тоже практически все наши молодые органисты помимо обучения на родине стремятся продолжить обучение в Европе. В России все-таки недостаточное количество органов, а самый лучший способ приспосабливаться к различным инструментам – играть как можно чаще в разных местах. Ведь в Европе даже в самом маленьком городе обязательно будет орган.

– Как вы лично увлеклись органом?

Е. М.: – У меня все началось с искренней увлеченности музыкой Баха. Потом, еще в годы учебы в музыкальном колледже, произошла встреча с клавесином. Ну и как кульминация, некий итог – поступление в класс органа.

М. Л.: – А я училась в музыкальном лицее по классу фортепиано, у нас был органный факультатив. Занималась органом с двенадцати лет, сначала в дополнение к фортепиано, а потом все поменялось, и в Консерватории я уже училась как органистка.

– Помимо ваших концертов где еще люди могут практически безвозмездно соприкоснуться с этой удивительной музыкой?

Е. М.: – Таких мест немало, это кирхи Зеленогорска и Гатчины, лютеранская церковь Святой Екатерины на Васильевском острове и многие другие храмы.

М. Л.: – Кроме органа я еще играю на карильоне, в том числе в рамках летнего карильонного фестиваля в Петропавловской крепости, который могут посетить все желающие. Мне приходилось общаться со многими лютеранскими и католическими священниками. Некоторые из них активно развивают концертную деятельность в своих храмах, некоторые с предубеждением относятся к светским инициативам в церковном пространстве. Я считаю, что главное – заинтересованность служителей церкви в том, чтобы храм был еще и местом, куда люди приходят, чтобы послушать хорошую музыку.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5730) от 27.06.2016.


Комментарии