Голос трудной эпохи

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения оперной певицы Ольги Андреевой. В ее судьбе отразились многие эпохальные события XX века. В Великую Отечественную она, студентка Консерватории, пела в госпиталях и на передовой. В шестидесятые создала знаменитый ансамбль «Целинник». Дала больше тысячи шефских концертов: ее хрустальный голос звучал в Казахстане и Сибири, на Крайнем Севере и, конечно, в родном Ленинграде.

Голос трудной эпохи | ФОТО donatas1205/shutterstock.com

ФОТО donatas1205/shutterstock.com

Война началась, когда Ольга окончила четыре курса вокального отделения Консерватории. От эвакуации в Ташкент отказалась. Не раздумывая, вошла в состав концертной студенческой бригады. Так что ее первыми подмостками стали импровизированные сцены в госпиталях, бомбоубежищах, на передовой – особенно часто выступали на Пулковских высотах. Скрипач Дмитрий Круценко играл на балалайке, пианист Борис Потапов брал с собой баян, Ольга Андреева исполняла песни и романсы. Пациенты госпиталей подолгу просили бисировать, повторить «Прощай, любимый город» или «Иди, любимый мой, на бой». Ветераны 42-й армии, когда-то слушавшие Ольгу Андрееву на подступах к Ленинграду, потом каждый год 9 мая обязательно поздравляли ее с Днем Победы.

К началу шестидесятых вокальная карьера Ольги Андреевой набрала обороты. Она исполняла ведущие роли в Малом оперном театре, ее коронной партией была Тоска. В 1962-м через газету Андреева обратилась к коллегам с призывом «Нас ждут на целине». И пожертвовала статусом солистки, комфортом большого города, приличной зарплатой, уехав в Целиноград. Там она создала ансамбль песни и танца «Целинник», который вскоре стали называть русским чудом, а Ольгу Давыдовну – народной артисткой целины. 130 человек – комбайнеры, слесари, штукатуры, телеграфистки – осваивали нотную грамоту, танцевальные па. «Русское чудо» родилось через семь месяцев многочасовых занятий, репетиций. Бульдозерист Аркадий Суворов пел арию Жермона из «Травиаты». В вокальном репертуаре ансамбля были и народные песни. Его участники также танцевали, играли на музыкальных инструментах. Зрители не верили, что на сцене – самодеятельные артисты. Ансамбль триумфально выступал не только на целине – в Москве и других городах. А несколько его участников впоследствии окончили консерватории и музыкальные училища.

Вернувшись в Ленинград, Ольга Андреева продолжила сольные выступления и поездки по стране. Ее сопрано слышали строители Красноярской ГЭС, Норильска, Абакана, Ачинска и многих других мест. Тоска, Татьяна, Марица, Сильва – в этих партиях, а особенно в романсах, раскрывались необыкновенная теплота и сердечность голоса Андреевой. На бис она пела старинные русские романсы. Ольга Давыдовна признавалась, что любимый из них – «Уйди». Тысячный шефский концерт певица дала в своей родной 69-й средней школе. Во время войны там находился госпиталь, и юная студентка Консерватории пела для раненых.

Ольги Давыдовны Андреевой не стало 7 мая 2007 года. За несколько лет до этого она передала в дар ветеранам огромную коллекцию пластинок, на некоторых из них записан ее голос. Как и десятилетия назад, он волнует сердца слушателей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (5504) от 21.07.2015.


Комментарии