Где танцевать, там и фехтовать
На Стрелке Васильевского вечерами можно не только влиться в сальсу или бачату, но и слегка подраться.
ФОТО АВТОРА
У Ростральных колонн вечерами - танцевальные опен-эйры; в этом году впервые по субботам с пяти вечера - фехтовальные мастер-классы, мало того что бесплатные - открытые. То есть можно вступить в поединок, припоминая что-то из своего спортивного прошлого, а то и не умея вообще ничего.
- С выпадом - коли! Закрыться, - командует Сергей Мишенев, двукратный чемпион России по артистическому фехтованию (и двукратный вице-чемпион мира), гендиректор Международной академии фехтовальных искусств. - Защита - главное, что есть в фехтовании. Не будет защиты - не появится поединка. И не существует в фехтовании «просто защиты». Только «защита - ответ».
На фоне северной Ростральной колонны (над ней аккурат к поединку образовалась прореха в тучах) - Галина Чернова, тоже чемпионка России, тоже вице-чемпионка мира, и ее ученица Ирина Семашко. Рапирами, как спицами, вывязывают тонкие кружева. «Верхний внутренний сектор», «защита нижнего блока».
- А теперь флеш! - сообщает ведущий, и Галина как бы взлетает. В справочниках это объясняется скучным «прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу».
- Самое первое исполнение флеша мы видим в немом фильме «Три мушкетера». А самое позднее - это, видимо, сейчас, - сообщает публике Мишенев.
Стрелку Васильевского выбрали не только потому, что это уже привычное «опен-эйровое» место. Ростральная колонна - символ славы российского флота, а классическое фехтование (или, как говорили, рапирная наука) впервые было введено как обязательная дисциплина в Школе морских и навигацких наук для гардемаринов. Потому именно Ростральная была символом чемпионата России по арт-фехтованию в 2016 году.
Заодно Стрелка Васильевского демонстрирует разницу между Петербургом и Москвой. Собственно, идея фехтовальных опен-эйров появилась на волне ажиотажа в Москве, где к петербургским фехтовальщикам народ натурально выстраивался в очередь и по часу ждал, чтобы рапирой помахать. Решили попробовать в родном городе, вспомнили танцевальную стрелку Васильевского, рассудили «Где танцевать - там и фехтовать» - и вот, организовали.
У нас все сдержаннее. Но все равно то и дело из публики кто-то вызывается. Первой была милая дама Елена. Ее облачили в защиту, против Черновой Елена держалась достойно. Позже, сияя, рассказывала: «Я занимаюсь в Тамбовском военно-историческом клубе, но только на сабле. В Петербург на несколько дней приехала, прочитала в соцсети, что у вас такое в центре города устраивают - очень сюда стремилась».
Потом из публики вызывались только мужчины. В перерывах между мастер-классами и артистическими номерами фехтовальщиков. Кто-то давно занимался, кто-то впервые взял в руки рапиру, у кого-то опыт в боевых искусствах - но, к примеру, в карате (тоже годится: Чернова была вице-чемпионкой России по карате). Насчет наличия фехтовального опыта приврать трудно: «бывшего» видно сразу - по тому, как он надевает маску. Новичок норовит с подбородка, как противогаз; опытный - от затылка.
Яростнее всех сражался совсем махонький мальчик Глеб. Кажется, ему даже не поддавались. Иностранцы вступать в поединки не рисковали, но не выпускали камеры из рук.
Фехтовальные опен-эйры назвали «Клинки белых ночей» и быстро пожалели: белые ночи - тю-тю, а субботние фехтования будут до сентября. В следующем году переназовут, наверное, в «Фехтуют все!» - по аналогии с «танцуют все!». Как-никак, и там и там есть батманы.
Комментарии