Этот поезд в огне

Мыльная пена разлетается в разные стороны, белым пухом падает на телогрейки, щиплет глаза и забивается в рот. Снег-машина шумно выплевывает мелкие кусочки пенопласта, припорашивая черный бок паровоза и мешки, приваленные к окнам депо для светомаскировки. «Бесперебойное движение составов – твой вклад в оборону Ленинграда!» – гласит надпись на красном транспаранте. Две девчонки радостно пробегают по перрону – экзамен для работы на железной дороге сдан. Теперь они – члены 48-й паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения... В Петербурге снимают фильм «Коридор бессмертия», посвященный все еще малоизвестному широкой аудитории подвигу.

Этот поезд в огне | Каждый персонаж фильма должен выглядеть максимально достоверно.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Каждый персонаж фильма должен выглядеть максимально достоверно.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Режиссер Федор Попов, знакомый зрителю по фильмам «Кавказская рулетка», «Четыре таксиста и собака», ощутимо переживает. Одну и ту же крохотную сцену переснимают много раз. Тема его настолько взволновала, что подготовка длилась больше года. При этом сами съемки приходилось несколько раз переносить – зима ну никак не хотела приходить в Петербург.

А зима нужна была суровая. Как та, что была в далеком 1943 году. Когда в снежные бури и жуткие морозы за каких-то 17 дней пять тысяч человек – железнодорожные войска и местные жители, в основном одни девчонки, – под бомбежками и обстрелами проложили 33 километра железной дороги. Магистраль от станции Шлиссельбург до платформы «Поляны» была построена после прорыва блокады Ленинграда. 7 февраля ленинградцы на Финляндском вокзале встретили первый поезд с продовольствием. А потом за год по магистрали перевезли 75% всех грузов, доставлявшихся в блокадный город. Эта удивительная история однажды попалась на глаза режиссеру за чтением газеты.

– Я понял, что тема просто бомба, надо снимать! – говорит Попов. – Невероятно странно для меня было то, что об этом никто не знал в отличие от Дороги жизни. А ведь по этой магистрали один только эшелон перевозил в блокадный Ленинград полторы тысячи тонн груза – это как тысяча полуторок, которые ходили по Ладоге. И этот факт как бы замалчивался. Может быть, это связано с повышенной секретностью дороги. Или же в сталинское время было достаточно одного подвига и одной Дороги жизни для ленинградцев. Или такое большое количество жертв в то время являлось нормой...

Теряется в догадках и автор той статьи, а ныне и один из авторов сценария фильма (совместно с Ф. Поповым) писатель Дмитрий Каралис. Еще мальчиком он вел с отцом беседы о войне. Тогда и услышал впервые о «коридоре смерти».

– Мой отец работал начальником поезда, – говорит Каралис. – Рассказывал он очень скупо. Например, что они проходили этот «коридор» только при контрбатарейной стрельбе наших орудий. Или какие-то «смешные» истории – когда один машинист выпил денатурат, потому что выпивки не было никакой. И на два часа потерял зрение, так что отцу пришлось самому вести паровоз.

Но когда отца не стало, писатель начал интересоваться темой глубже. И... ничего не обнаружил. Уже потом, когда судьба свела его с железнодорожниками, оказалось, что «коридор смерти» – внутреннее название дороги. А уже после войны ей дали пафосное название Дорога Победы. Дмитрия Каралиса эта тема настолько захватила, что он продолжил исследование и снял документальный фильм.

– История удивительная! Каждый метр земли был начинен минами. Немцы находились на расстоянии 3 – 4 километров, на Синявинских высотах, и стреляли по строителям дороги, – рассказывает сценарист фильма. – В итоге путь постоянно разрушался, приходилось начинать заново. Но за 17 дней его проложили, в том числе построили свайно-ледовый мост через Неву. Конечно, железная дорога была сделана с отступлением от технических норм, шла по болоту, под рельсы и шпалы запихивали замороженный снег, чтобы побыстрее можно было начать движение.

Депо ТЧ-7, где и проходят съемки, предоставило паровоз. Но он совсем не нюхал того пороху. Тот, который действительно ходил по «коридору смерти», Дмитрий Каралис видел в детстве в депо Финляндского вокзала. Паровоз весь был в заплатках. Немцы насквозь простреливали дорогу, отсюда и ее страшное название. Перевозившие грузы люди были живыми мишенями.

– Паровозы вначале водить было некому. Одни машинисты умерли в блокаду, другие, несмотря на бронь, убежали на фронт, – продолжает Дмитрий Каралис. – На их место встали девушки и женщины. Угля не было, нефти не было. Хрупкие девичьи руки заталкивали сырые полутораметровые бревна в топку... Поэтому с ближайших фронтов привезли обратно сбежавших машинистов. Ведь стрелять каждый может, а завести холодный паровоз – это по тем временам как космический корабль запустить.

Перед началом съемок много было встреч с блокадниками, изучена масса документов. Сценарий прочитал писатель Даниил Гранин, дал важные советы. У главной героини – Маши Яблочкиной – есть свой прототип: Мария Ивановна Яблонцева, которая работала старшим кондуктором на Шлиссельбургской магистрали. Командир Георгий Федоров по кличке Жора Полундра – тоже персонаж не выдуманный, был такой человек. Но кино, конечно, не документальное. Поэтому хватает в нем и художественного вымысла.

– У нас очень молодой актерский состав, – рассказывает режиссер фильма Федор Попов. – Ведь речь идет о вчерашних школьницах, которые пережили две блокадные зимы. Многие, чтобы выжить, чтобы получить повышенный паек, пошли строить эту железную дорогу и потом работали на ней. Но они в условиях войны жили, как и все люди – влюблялись, выживали, боролись... Поэтому в фильме есть сильный элемент мелодрамы.

За три месяца – именно такой временной промежуток охватывает фильм – этим еще зеленым, во многом наивным девушкам предстоит сильно измениться. Особенно главной героине, которую играет молодая актриса Анастасия Цибизова. Она станет сильной личностью, совершит подвиг...

Съемки планируют закончить в марте. Организационную и консультационную поддержку проекту оказывают ОАО «РЖД», Министерство обороны РФ, Российский союз ветеранов, Центральный совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, организации блокадников Ленинграда. Но сложностей все еще много. В первую очередь финансовых. Халтурить, говорят авторы фильма, не хочется. Нарисовать-то декорации можно, но зритель этому вряд ли поверит. Поэтому сегодня строится мост через Неву и часть «коридора смерти», который проходил по суше. Бюджет фильма составляет 150 миллионов рублей. Картина уже получила государственную поддержку в размере 35 миллионов рублей. Более 600 тысяч рублей удалось собрать благодаря пожертвованиям на краудфандинговой платформе. Это очень вдохновляет, признаются авторы картины, ведь кино приобретает действительно народный характер. Если все сложится, картина выйдет в 2017 году.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5626) от 21.01.2016.


Комментарии