Эрмитаж знакомит с традиционным африканским искусством

В Главном штабе открыта выставка «Красота как ритм: женские скульптурные изображения в коллекции традиционного африканского искусства Эрмитажа».

Эрмитаж знакомит с традиционным африканским искусством | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На стенах небольшого зала — крупные цветные кадры экспедиции Музея Востока в Мали. Они перекликаются с деревянными женскими фигурами за стеклом витрины. Скульптур пять, они датируются рубежом XIX – XX веков, принадлежат трем разным африканским культурам Африки — дан, бамана и моси.

Африканский континент от нас далеко. О его традиционном искусстве могут судить разве что специалисты. Публика видит в нем что‑то загадочное, мистическое. Как говорит куратор Евгения Аброськина, чтобы африканская скульптура стала понятнее и ближе, темой выставки избрана красота.

Для европейского глаза бесспорная, очевидная красота — творения итальянских художников. Африканским мастерам чужд строгий реализм. Красота для них заключается не в гармонии внешнего облика модели, а в соответствии некоему идеалу женской сути.

В названии выставки присутствуют слова французского и сенегальского политика, поэта и философа Леопольда Сенгора: «Для африканца прекрасная статуя та, что вызывает в нем определенные эмоции. Вот, например, передо мной статуэтка догонов. Она совсем не напоминает образ прекрасной женщины, но эта статуэтка сидящей женщины захватывает потому, что она пронизана ритмом».

#INJECT_1#

Красота может быть разной. В этих скульптурах заложено стремление показать ритм, динамику, страсть, счастье жизни. В них есть энергия. Их объединяет то, что они созданы с ритуальной целью. Традиционная африканская скульптура не предполагает исключительно эстетические цели. Она предназначена для разного рода ритуалов и имеет магическое значение для сообщества, где создавалась.

Первая в витрине фигура женщины с пышными формами, сложной прической, геометрическим орнаментом шрамов на теле принадлежит культуре народа бамана, который проживает на территории Мали. Такие скульптуры использовались в обрядах мужской инициации (ритуального посвящения человека в новый возрастной статус). Они воплощала в себе идеал красоты, в поисках которой юноша должен был совершить жизненный путь. Эту скульптуру, как и четыре другие, могли украшать, делать ей подношения, наряжать. Она выполняла магическую функцию.

К народности дан (современная Либерия) относится фигура женщины с ребенком на спине. Так акцентируется внимание на главной женской социальной роли — материнстве. Подобные африканские статуэтки исследователи называют «фигурами плодородия», их функция связана с женской силой, рождающим и созидающим началом.

Для девочек, вступающих в период созревания, у народности моси изготавливались фигурки (по сути — куклы), которые можно было одевать, украшать, смазывать маслом. Забота о них становилась обязательной для взрослеющей девочки.


#выставка #Африка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7476) от 10.08.2023 под заголовком «Красота бывает разной».


Комментарии