Дни и годы грузинского кино
В Петербурге с успехом прошли Дни грузинского кино. В ретроспективе были показаны лучшие ленты, но, к сожалению, самый новый фильм дней датирован 2008 годом. В представительной делегации кинематографистов был знаменитый актер Баадур ЦУЛАДЗЕ, за плечами которого съемки почти в ста картинах. К нему журналист Елена ПЕТРОВА и обратилась с вопросом: что же происходит с грузинским кино сегодня?
ФОТО предоставлено Ленинградским киноклубом
Экономия на культуре
- Грузинское кино в тяжелом положении, - считает Баадур Сократович. - Государство средств не выделяет, экономит на культуре. А между прочим, когда во время войны Черчиллю принесли на подпись бюджет, он спросил: где же статья расходов на культуру? Ему возразили, что не до нее, тогда Черчилль изрек: если культуры нет, зачем мы воюем?
Сейчас студия «Грузия-фильм» самостоятельно ничего не снимает. Продюсеров нет, точнее, они могут подключиться к работе, если режиссер где-то достал часть денег, тогда они становятся директорами картины.
Что-то делается иностранными продюсерами, мы - только на обслуживании чужих картин, это не наши фильмы. Правда, на студию пришел новый директор, может, ему удастся что-то изменить, ведь павильоны и техника в хорошем состоянии. А наш симфонический оркестр, насколько я знаю, считается одним из лучших в Европе.
В Грузии можно снимать все что угодно: здесь и горы, и море, а какой климат! Многие немецкие вестерны в свое время делались у нас. Пока же молодые режиссеры не видят перспективу в грузинском кино, кидаются на телевидение.
- Вы ведь в свое время возглавляли «Грузию-фильм»?
- Согласился на эту должность только потому, что хотел продвигать молодых. Но никому, кроме меня, это оказалось не нужно, и со студией я распрощался.
Я же писал проект создания киноцентра, консультировался с французскими специалистами. Работа более-менее пошла, но... назначили руководительницу, которая стала использовать деньги не на помощь кино, а на разъезды по фестивалям. Притом я за нее голосовал, и почему руки не отсохли? Пробили мы новую кандидатуру - опять начались фестивали!
Все зависит от личности, сейчас смотрят не на дело, а на собственную выгоду. Да пропади пропадом, чтобы я еще ввязывался!
Играть с полной отдачей
- Вы занимаетесь педагогической работой, преподаете актерское мастерство, какое впечатление производит новое поколение?
- Трогательно отношусь к студентам, ребята талантливые, но вот образования им не хватает. Если скажешь что-то прочесть, посмотреть - только тогда займутся. И еще современные молодые люди - с большими амбициями. А их нужно доказать творчеством, другого выхода нет. Часто слышу претензии молодых: ну что это за сценарий, что за роль, режиссер плохой, да и денег мало. В таких случаях говорю: назови хоть одну причину, почему ты согласился сниматься?
Претензии нужно обращать прежде всего к себе. Прав Оскар Уайльд: каждый живет, как хочет, но за все отвечает сам. Нужно уважать профессию. В кино не приходится ждать, когда осенит вдохновение. Съемка - сегодня, ты и должен сыграть с полной отдачей. И не помню, чтобы за свои сто работ в кино я хоть на минуту опоздал на площадку.
Кстати, актером стал случайно, заканчивал-то режиссерский факультет ВГИКа. Но Миша Кобахидзе (теперь он классик!) попросил сняться у него без денег в эпизоде короткометражки «Свадьба». Я согласился, и пошло-поехало. Но всегда знал одно: то, что делаю, даже эпизод, должно быть высшего качества.
Характер - хитроватый
- В советское время грузинское кино было особенно любимым зрителями, потому что его отличал поэтичный и в то же время наполненный иронией взгляд на мир. Таков национальный характер?
- У нас характер - хитроватый. А в советское время было нужно снимать кино идеологически выдержанное. Чтобы этого избежать, мы и перешли на юмор, это ведь такая вещь, где многое прощается. Расчет оправдался. Вторая проблема - когда мы, вгиковцы, во времена оттепели волна за волной приезжали на студию, там, конечно, уже были пожилые режиссеры. Мы болтались без дела, но не роптали, а уважали старшее поколение, потому что знали, через что они прошли. И старшие, хоть смотрели на нас, как на немного сумасшедших, относились ласково. Студию возглавлял замечательный Михаил Квеселава, он вызвал нас, молодых, и сказал, что дать полнометражные картины не может, предложил снимать короткометражки. И мы первыми в Советском Союзе начали делать короткий метр. Так началось грузинское молодое кино. Мы набили руку, прошли школу, а уже потом получили полнометражные картины.
Сейчас я слышу голоса молодых - пришло наше время! Действительно, цензуры нет, в принципе снимай что хочешь. Но выяснилось, что запреты помогали, потому что включалась фантазия. Нужно было высказаться не в лоб, а обойдя все подводные камни. В «Госкино» были совершенно фантастические игры: иногда мы специально вставляли сцены, зная, что их выкинут, чтобы на другие, важные, цензоры не обратили внимания. Но мы все-таки умудрялись говорить то, что хотели. Сейчас прямо в лоб можно высказываться, но это же неинтересно! Да и есть ли, что сказать?
- Вы ведь много снимались на «Ленфильме», но давно не были в Петербурге. Каковы впечатления?
- Неоднократно снимался, и Петербург мне давно знаком. Когда прилетели и поехали из аэропорта по городу, очень обрадовался тому, что узнал его. Молодцы, что сохранили. А вот Москва изменилась, как в кошмарном сне. Где город, в котором я учился, знал каждый переулок? Его нет.
- Признайтесь, с высоты вашего 82-летнего возраста многие изменения в современной жизни представляются печальными?
- Я понимаю, что изменения необходимы, но утешает индуистская мудрость: ничего не начинается, ничего не кончается...
Комментарии