День знаний начинается в Летнем саду!

Накануне Дня знаний в Летнем саду Русского музея состоялся семейный просветительский фестиваль «Открытый урок». На Главной аллее старейшего сада России развернули шатры с играми и творческими занятиями музеи Северной столицы. Юные исследователи самостоятельно и с помощью опытных музейных педагогов знакомились с историей Летнего сада, участвовали в конкурсах и викторинах, слушали басни Крылова, зажигательно танцевали под музыку духового оркестра, били в барабаны вместе с клоунами. «Это же круто!» — сообщил маме мальчик лет пяти, пройдя все основные точки фестиваля.

День знаний начинается в Летнем саду! | ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей

ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей

Петербургский праздник

«Летний сад Русского музея второй год подряд становится центральной предпраздничной площадкой Петербурга в канун Дня знаний. Сегодня у вас будет уникальная возможность за один день стать гостями 25 ведущих петербургских музеев и культурных центров, что в реальной жизни, как мы понимаем, невозможно. Русский музей как организатор этого большого, важного для нас фестиваля подготовил самую мощную программу на все возрасты и вкусы» — такими словами приветствовала гостей праздника Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Открытый урок_Согаз новый.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей


Она добавила, что над фестивальной программой работали ведущие специалисты Русского музея: научные сотрудники, искусствоведы, методисты, реставраторы, экскурсоводы — лучшие представители всех музейных профессий, среди которых есть доктора наук, лауреаты Государственной премии и премии правительства Петербурга. Все творческие встречи, мастер-классы, квесты, игры, конкурсы направлены на то, чтобы увлечь новыми знаниями, полезными для детей.

За полчаса до начала фестиваля свои места заняли многочисленные волонтеры, помогавшие сотрудникам Русского музея. Студентка Екатерина третий раз работает на праздниках в Летнем саду, поэтому ей доверили самое горячее и ответственное место — у Порфировой вазы. Екатерина поясняет, что обычно гости спрашивают, как найти определенную скульптуру или фонтан. Но в день «Открытого урока» волонтеры готовы объяснить также все про музейные шатры.

Первыми вошли в калитку Летнего сада со стороны Мойки Светлана и ее внук Макар десяти лет. В прошлом году он был в восторге, создавая макет Петербурга. ­Поэтому не мог пропустить «Открытый урок-2025», бабушка заранее купила билеты в Интернете. Анна и Ольга живут и работают в Сочи, они приехали в Северную столицу в короткий отпуск и буквально за несколько часов до отъезда решили посмотреть Летний сад. Праздник знаний стал для девушек дополнительной наградой.

Открытый урок3. Олег Золото (100).JPG
ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей


Дмитрий, преподаватель игры на гитаре, вместе с шестилетним сыном Василием приехали из поселка имени Морозова. Они не были на «Открытом уроке» в прошлом году и спешили увидеть все-все. Я не стал донимать их вопросами и направился к шатру Русского музея.

Закладка для книг из камыша

Ксения, сотрудница музея, вела мастер-класс по раскраске изображений собак. Это занятие посвящено масштабной выставке «Жизнь замечательных собак» (6+), которая с ошеломительным успехом проходит в Мраморном дворце Русского музея. Десятилетняя Маша выбрала лайку. У нее нет собаки, но девочка любит рисовать ближайших четвероногих друзей человека. У сестер Полины и Веры, которые пойдут во второй и шестой классы, живет собака породы мультипу, они нашли ее среди картинок и раскрасили.

Открытый урок4. Олег Золото (057).JPG
ФОТО Олега ЗОЛОТО/Русский музей


Одновременно Ксения раздавала маршрутные листы квеста «Садовые затеи» с указанием девяти точек в Летнем саду, где надо ответить на вопросы. Среди вопросов были как совсем простые: какие птицы живут сейчас в Карпиевом пруду, так и посложнее: на чем помещено изображение двуглавого орла в беседке у Менажерийного пруда. Дети отправились в поход…

Анастасия, другая сотрудница музея, показывала, как создать простейший «Тауматроп» — игрушку, предшественник анимации. Надо взять кружок бумаги и нарисовать на каждой стороне дополняющее изображение, например, волны и парусник. Затем, продев нитку по диаметру кружка, покрутить его вокруг оси, получится движение кораблика по морю.

Открытый урок5_Мария Шерих.JPG
ФОТО Марии ШЕРИХ


Здесь же раздавали брошюру «Русский музей детям. Сезон 2025 – 2026» с программами занятий и мастер-классов для всех возрастов. Назову только три — «Здравствуй, музей!», «Клуб юных любителей искусства» и «Диалоги в музее».

Двигаемся вдоль шатров. Парт­нер Русского музея — СОГАЗ — показывал детям, как они будут выглядеть в 18 лет на выпускном вечере по окончании 11‑го класса. Младшие школьники и их родители с восторгом брали на память снимки, сгенерированные ис­кусственным интеллектом.

Александр, экскурсовод Музея Суворова, одетый в военную форму конца XVIII века, проводит игру — надо попасть в корзину легким шаром, который сносит от малейшего дуновения ветерка. Наш знакомый Василий получает приз в виде фото с портретом полководца. В шатре литературного музея «ХХ век» идет игра «Помогите Хармсу», надо продолжить стихотворение «Я хотел устроить бал», выбрав вариант из нескольких предложенных. Самым популярным стало: «И поехал на вокзал». Вполне в духе Хармса.

Около шатра Эрмитажа Евгений Лагранский, приглашенный преподаватель по степу, давал открытый урок. Публика старалась изо всех сил. «Год регулярных занятий, и вы освоите степ», — подбадривал танцующих учитель.

А нас ждал павильон «Голубятня», где Александра Алексеева, главный хранитель садов Русского музея, проводила занятие «Читательский дневник ботаника». Итогом стало изготовление детьми и взрослыми закладки для книг из листьев дуба, цветков полыни и гортензии, колосьев камыша. Взрослые работали с детским восторгом.

После нежной ботаники наступила пора твердых материалов. Анна Казанова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации каменной и гипсовой скульптуры, предложила промыть четыре ­бюста — «Веспасиан», «Аллегория дня», «Амазонка», «Римский император». Восьмилетняя Лиза, сначала изготовила себе венок в шатре Российского этнографического музея, а теперь промыла лавровый венок императору.

Подойдя к памятнику Крылову, я предложил Валерии и Ильдару, гостям из Казани, вопрос из квес­та «Садовые затеи». Они ответили правильно: самый большой персонаж на памятнике — слон, самый маленький — мышь.

Возвращаясь к шатрам, мы заглянули на вход в Летний сад со стороны Невы. В этот момент через турникет прошла женщина с тремя детьми. Мама, Ольга, представила их — Михаил (6 лет), Мария (15 лет) и Злата (9 лет). На «Открытом уроке» дети выберут занятие по возрасту. А я спросил Ольгу, помнит ли она свой «первый раз в первый класс». Это была школа № 50 на Малом проспекте Петроградской стороны. «Мама завязала мне два больших белых банта и сказала: «Теперь ты — школьница, взрослая», — вспоминает Ольга. Девочка смутилась, но в первом классе оказались все ее друзья по детскому саду, и 1 сентября прошло весело.

На тот же вопрос сотрудник Эрмитажа Михаил ответил, что пошел в первый класс в школу № 12 на улице Кораблестроителей. Тогда эта часть Васильевского острова только начинала застраиваться, после линейки и первых уроков они с мамой пошли гулять на дикий берег залива.

Прообразы детских центров

Вспомнив детство, мы направились к главной сцене фестиваля, где проходил семичасовой теат­рально-цирковой марафон. Детей и взрослых поражал своим мастерством фокусник-иллюзионист Роман Борщ, показывали виртуозное мастерство артисты старейшего в России Театра кукол-марионеток им. Евгения Деммени, актер Егор Бакулин читал басни Ивана Крылова, зажигали публику артисты клоун-мим-театра «Мимигранты». Марафон завершился феерическим шоу детской цирковой студии «Ровесники на Неве».

В это же время подвели итоги квеста «Садовые затеи». Как рассказала Дарина, одна из его организаторов, дети справились с большинством заданий, поняли роль Петра I в создании Летнего сада и получили возможность напечатать гравюру с портретом императора.

Чтобы узнать, какие еще призы получили участники викторин и конкурсов, мы зашли в Чайный домик. Впечатляло не только количество наград с изображениями картин из собрания Русского музея — одна тысяча, еще больше — их разнообразие: блокноты для письма и рисунков, игра «мемо» четырех видов, фломастеры, мелки, детский путеводитель по Русскому музею, пряники и конфеты. Пятилетний Степан за победу в конкурсе рисунка получил игру «пятнашка». Только собрать надо не числа в нарастающем порядке, а картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Мальчик готовится к поступлению в художественную школу, игра в этом поможет.

Уже на выходе из Летнего сада мы встретили нескольких музейщиков. Они в один голос говорили, что наработки, показанные в шатрах, это готовые детские музейные центры. Их можно использовать в ежедневной работе. Большая заслуга Русского музея, что он подвиг своих коллег на такую важную работу.

Читайте также: 

Академики вернулись в залы

Романтика моря в Русском музее




#Летний сад #русский музей #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7982) от 01.09.2025 под заголовком «День знаний начинается в Летнем саду!».


Комментарии