Что лепил парижанин
Музей городской скульптуры открыл выставку «Воздвигнул медною главою Кумир на бронзовом коне...». По этой строке из пушкинского «Медного всадника» ясно, что экспозиция посвящена знаменитому памятнику на Сенатской площади. Выставка также приурочена к 300-летию со дня рождения создателя монумента - французского скульптора, инженера и литейщика Этьена Фальконе.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
На двух этажах Нового выставочного зала представлена драматичная, длившаяся двенадцать лет, история воплощения грандиозного замысла Фальконе. В скульптуре, графике, архивных фотографиях, документах из фондов музея запечатлены важнейшие этапы работы над монументом и малоизвестные публике факты его современной жизни.
- Сам памятник и судьбу его создателя можно охарактеризовать одним словом - преодоление, - говорит заместитель директора музея по науке Надежда Ефремова. - Фальконе в России был недооценен. Не в смысле финансов, императрица с ним щедро расплатилась. Ему пришлось преодолеть нападки, скептицизм, предложения начать работу заново. Он не дождался триумфа - торжественного открытия своего творения...
Выставка начинается со второго этажа. Главный экспонат - уменьшенное скульптурное изображение «Медного всадника» - расположен в центре зала на полу. Так легче рассмотреть детали.
Мало кто знает, что в складках плаща всадника спрятана подпись «Лепил и отливал Фальконе парижанин 1778». Это не просто автограф, а напоминание о том, что автор собственноручно выполнил отливку своего детища. Ему пришлось изучить литейное дело после двух лет безуспешных поисков в Европе профессионалов, готовых взяться за такую сложную работу.
Фальконе был не только художником-ваятелем. Он был талантливым инженером, остроумным конструктором, мастером, обладавшим познаниями в разных областях науки и техники, умевшим эти знания применить. Все вместе это обеспечило на века прочность конной статуи Петра I.
В том же зале представлен скульптурный портрет основателя нашего города, созданный ученицей и помощницей Фальконе Мари Колло. Он послужил основой для модели, по которой отливалась голова всадника для памятника на Сенатской площади.
Легендарная история поисков и доставки в Петербург огромного гранитного монолита весом 100 000 пудов - «Гром-камня» запечатлена в офортах. Зрелище, поражающее воображение. Не случайно Екатерина не отказала себе в удовольствии его наблюдать. Каменная громада на платформе движется по рельсам-желобам. Ускорение ей придают огромные колеса, приводимые в движение усилиями множества людей.
Исторический момент торжественного открытия монумента на Сенатской площади также увековечен в гравюре.
О многом говорит хронология пребывания Фальконе в Петербурге с 1765 года, когда князь Голицын по рекомендации Дидро пригласил скульптора в Россию, по 1778-й, когда автор «Медного всадника» получил уведомление незамедлительно покинуть город на Неве.
Эти годы вместили в себя радость творческих удач и горечь разочарований, расположение, поддержку императрицы и ее охлаждение. Екатерина утратила интерес к работе Фальконе, когда истек восьмилетний контракт, а на площади все еще стоял пустой постамент.
На то были причины. В августе 1775 года при первой отливке статуи из формы вытек расплавленный металл, в мастерской случился пожар, верхняя часть памятника вышла небезупречной. Скульптор срезал голову всадника и лошади, спустя два года отлил заново. Он доложил Екатерине, что конная статуя готова. Но ответа не получил...
Устанавливали скульптуру на постамент уже после отъезда Фальконе из России.
Вторая часть выставки - рассказ о реставрации монумента в 1976 году. К тому времени у специалистов возникли серьезные опасения по поводу сохранности «Медного всадника». На задних, опорных, ногах лошади появились значительные трещины. Их можно видеть на увеличенных до размеров больших постеров фотографиях. Исследования ультразвуком развеяли главные опасения. Внутренние опорные конструкции скульптуры не деформированы. Но было необходимо убедиться в том, насколько прочен каркас статуи. Был вскрыт люк в крупе коня. Ученых и скульпторов восхитили точность расчетов центра тяжести статуи и смелость инженерного решения опорного каркаса (дуга, опорные стойки только в задних ногах коня). Хвост лошади для опоры не задействован. Его соединение с изгибом змеи Фальконе использовал в качестве распределителя ветровых нагрузок, он учел силу и направление ветров.
Зарисовки внутреннего каркаса памятника, впервые представленные на выставке, выполнены Михаилом Аникушиным, принимавшим участие в обследовании памятника.
Нашлось обоснование и появлению трещин на ногах лошади. По мнению специалистов, причиной стал пережог металла при повторной отливке верха статуи. Фальконе пришлось разогреть нижнюю часть до высокой температуры. Трещины реставраторы заделали вставками из бронзы.
В ходе работ определили состав сплава, из которого отлита скульптура. Выяснилось, что Пушкин был абсолютно прав, назвав всадника медным. Он отлит из бронзы, в которой больше 90% меди.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5839) от 28.11.2016.
Комментарии