Что приобрел Эрмитаж в минувшем году

Ежегодно собрания Эрмитажа пополняют дары и покупки. Как говорит Михаил Пиотровский, купить что‑то, соответствующее уровню музея, почти невозможно. И все же это происходит, предложения поступают. Специальная комиссия музея определяет необходимость приобретения того или иного произведения для коллекции Эрмитажа, устанавливает цену исходя из анализа мировой аукционной практики. Разумеется, покупке предшествует тщательная экспертиза.

Что приобрел Эрмитаж в минувшем году | ФОТО Andrew on Unsplash

ФОТО Andrew on Unsplash

В минувшем году Эрмитаж приобрел 673 произведения искусства и 43 архивных документа. На это было потрачено больше 100 миллионов рублей. Десятая часть — средства из госбюджета, столько же — из денег, заработанных музеем, остальное — вклад меценатов и эндаумент (часть имущества некоммерческой организации, сформированная за счет пожертвований. — Прим. ред.).

Коллекцию музея пополнила картина «Тарантелла» кисти Раффаэле Карелли — одного из самых значительных художников неаполитанской живописи XIX века. Это приобретение сделало собрание музея более полным для изу­чения и представления живописи ­неаполитанской школы.

Примечательны, каждая по‑своему, две работы, авторство которых не установлено. «Портрет дамы с веером» кис­ти художника второй половины XVIII столетия — пример распространенных в то время «усадебных» порт­ретов с подробным фиксированием деталей одежды и интерьера. Подобные изображения создавались для семейных галерей в городских домах и усадьбах. Портрет Григория Ивановича Черткова середины XIX века — изображение генерала-адъютанта Александра II. Качество живописи позволяет надеяться, что имя автора будет установлено. Портрет пополнит экспозицию Музея гвардии в Главном штабе.

Специалисты предполагают, что картина «Царица Савская перед царем Соломоном» принадлежит кисти Артуса Волфорта, крупного фламандского живописца, создававшего полотна на религиозные и мифологические сюжеты. Его причисляют к последователям Рубенса. После реставрации картина ­займет место на постоянной экспозиции фламандского искусства.

Необычный экспонат — работа баварского художника Элиаса Кюхлина. Это мишень для стрельбы. В немецких стрелковых клубах существовала традиция награждать победителей соревнований мишенями, на которых художники изображали важные события, аллегорические композиции и портреты. В данном случае художник запечатлел встречу Екатерины II с австрийским императором Иосифом II во время ее путешествия в Крым в 1887 году.

В числе ценных обретений Эрмитажа и коллекция почти из полусотни пар мужской, дамской и детской обуви, изготовленной во Франции, Великобритании, Пруссии, США. Она иллюстрирует историю развития обувного дела в Западной Европе и Северной Америке 1690 – 1840‑х годов.

Многочисленно и собрание работ художников Ленинградской школы графики — редкое по полноте, тематическому разнообразию и художественным качествам. В него вошли произведения более 120 мастеров, активно работавших в середине и второй половине ХХ столетия. Эстампы происходят из коллекции гравера Валерия Судакова, который печатал их сам в экспериментальной мастерской при Союзе художников. Коллекция пополнялась его наследниками. Эта покупка заполнила лакуну в музейной коллекции, что важно для будущих выставочных проектов.


#Эрмитаж #коллекции #приобретения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7577) от 09.01.2024 под заголовком «Что покупает Эрмитаж ».


Комментарии