Будда успокоит всех
В Эрмитаже открылась выставка «Сакральный дар божеству». Для нее музей выбрал еще мало освоенный, просторный, с высокими кирпичными сводами зал – Манеж Малого Эрмитажа. Первое впечатление: выставка предназначена для вдумчивого созерцания, что немаловажно в наше время.
Впечатление от созерцания скульптуры усиливают фотографии и мультимедиа. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Манеж вместил больше двухсот экспонатов – скульптуру Юго-Восточной Азии VII – XX веков, фотографии религиозной архитектуры, для которой эти памятники создавались. Атмосферу дополняют кадры религиозных церемоний, нон-стоп демонстрирующиеся на экранах.
Перед посетителями предстает история и культура огромного региона, на территории которого размещается одиннадцать государств. Скульптура пяти из них – Таиланда, Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Индонезии есть в собрании Эрмитажа.
– Это первая масштабная выставка скульптуры Юго-Восточной Азии, – рассказывает куратор, ведущий научный сотрудник Эрмитажа Ольга Дешпанде. – Предыдущая проходила почти 20 лет назад, в 1997 году. Она была посвящена 100-летию визита короля Сиама в Петербург. Но там была представлена только тайская скульптура. По сути, в таком объеме это первый показ самой большой в нашей стране коллекции скульптуры Юго-Восточной Азии.
В коллекции свыше трехсот пятидесяти памятников. Первые вещи (правда, в их числе не было скульптур) получил в подарок от короля Сиама (Таиланда) Рамы V будущий император Николай II во время путешествия на Восток в 1891 году. Основа музейного собрания – коллекция буддийской скульптуры – принадлежала видному дипломату начала прошлого века чрезвычайному посланнику России в Сиаме Георгию Плансону. В Эрмитаж ее передали в 1931 году из Русского музея. После окончания Второй мировой войны коллекцию пополнили несколько десятков памятников из берлинского Музея этнологии. Около четырехсот произведений индонезийского искусства, в том числе десятки скульптур из камня и терракоты, поступили в музей в 1969 – 1970 годах.
Особенность искусства Юго-Восточной Азии в том, что вплоть до начала ХХ века оно носило сакральный, культовый характер, создавалось для украшения религиозных построек или как личное подношение в них. Поэтому организаторы выставки и включили в ее пространство так много снимков религиозной архитектуры.
На выставке в основном буддийские памятники. Особенно много изображений Будды: сидящий, стоящий, коронованный, в монашеской одежде... Будда характерным движением рук – ладонями наружу – успокаивает воды, океан, примиряет родственников. Присутствуют и изображения верующих, поклоняющихся божеству, просящих его о помощи, монахов, фантастических существ... В числе последних особое место занимает образ Гаруды – «солнечного орла» индийской мифологии. Он наделен магической силой и охранительными качествами и даже помещен на герб Таиланда и Индонезии.
В ХХ веке в Юго-Восточной Азии стало развиваться новое, современное искусство. Культовое утратило исключительность, но не перестало быть важным в жизни людей. Храм в буддийских странах остается одним из культурных и образовательных центров. Люди приходят туда молиться и просто сидеть в окружении многочисленных изображений.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5646) от 18.02.2016.
Комментарии