Бродский без вождей. Уникальную коллекцию картин представили в Петербурге

На время небольшого ремонта в Мемориальном музее-квартире Исаака Бродского на площади Искусств, который является отделом Музея Академии художеств, запущен двухчастный выставочный проект в основном здании академии на Университетской набережной, 17.

Бродский без вождей. Уникальную коллекцию картин представили в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кроме практических соображений существуют еще и юбилейные - 135 лет со дня рождения Бродского (1884 - 1939) и 70-летие со дня открытия музея-квартиры. Первая выставка, которая открылась на днях, посвящена коллекционерской деятельности художника. Этим сейчас он известен намного больше, чем как автор портретов коммунистических вождей.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Оксана Волкова, руководитель музея-квартиры, в его коллекции находится 200 картин и почти 600 рисунков. Для выставки под названием «Ex mea collectione (Из собрания)... Исаак Бродский» отобраны 80 самых лучших произведений. Прежде всего это знаменитые «Портрет Федора Шаляпина» и «Улица блондинок» Бориса Григорьева, картина Бориса Кустодиева «Масленица», «Портрет княгини Марии Тенишевой» Ильи Репина...

Бродский стал коллекционером еще в студенческие годы. Известна история, как он пытался попросить «автограф» в чистом блокноте у Репина, своего учителя в академии. Тот отказался, но обещал подарить несколько рисунков. Обещание выполнил. Один из рисунков «Казак» сейчас находится в частном московском собрании. Позже Бродский вспоминал, что свою первую мастерскую он снял на Петроградской стороне с таким расчетом (благо заказы позволяли), чтобы туда помещалась растущая коллекция.

Волкова обратила наше внимание на картину Александра Савинова «Старые римские натурщицы» - она была создана художником во время совместной с Бродским пенсионерской поездки в Италию. Вкусы Бродского были разнообразными - от «Портрета Петра Новосильцева» (1817) Владимира Боровиковского до «Гречанки у моря» (1910) Степана Бакаловича. Предметом особой гордости коллекционера был левитановский портрет Софьи Кувшинниковой, послужившей прототипом главного персонажа рассказа Чехова «Попрыгунья». Долго Бродский искал произведение Кириака Костанди, своего первого педагога в Одесском художественном училище, пока не приобрел его картину «Гуси». Важным для него был и дружеский шарж Бориса Кустодиева. На нем изображен Бродский, несущий домой очередное приобретение: пастель большого формата «Купчиха» самого Кустодиева.

Первая часть проекта будет открыта до начала февраля 2020 года. Во второй половине декабря к ней добавится вторая часть, составленная из произведений самого Бродского, а также его известных учеников - Юрия Непринцева, Александра Локтионова, Виктора Орешникова.

В комментарии для нашей газеты Алексей Мудров, директор Музея Академии художеств, сообщил, что Музей-квартира Бродского будет развиваться как центр показа русской художественной школы. Он напомнил, что в середине 1930-х годов Исаак Бродский был руководителем академии, вернул в ее стены классическое художественное образование. Выставки из фондов будут сочетаться с показом академического искусства - например, уже запланирована выставка Вячеслава Загонека.

Кстати, постепенно налаживаются отношения с соседним Михайловским театром. Планируется, что в антрактах зрители смогут посещать Музей-квартиру Бродского.

#искусство #Бродский #выставка #коллекция #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Бродский без вождей».


Комментарии