Беспокойное хозяйство

На собрании коллективу Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова был представлен исполняющий обязанности ректора Алексей ВАСИЛЬЕВ, который, как уже знают читатели нашей газеты, по решению Министерства культуры РФ сменил на этом посту Михаила ГАНТВАРГА. Незадолго до собрания с новым главой Консерватории побеседовал музыковед Владимир ДУДИН.

Беспокойное хозяйство | ФОТО предоставлено пресс-службой Консерватории

ФОТО предоставлено пресс-службой Консерватории


_ Вы неоднократно признавались в прессе, что имеете ректорские амбиции и даже однажды баллотировались на этот пост. Вы уже составили план действий на новой должности?
_ Я баллотировался на должность ректора Консерватории в 2008 году. Правда, те выборы были отменены, и заявить свою программу развития вуза тогда не получилось. Но что ни делается _ все к лучшему! Сейчас мой управленческий опыт исчисляется девятью годами работы с большим, известным и весьма непростым коллективом Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Рим-
ского-Корсакова.
Правительство Санкт-Петербурга и значительная часть его музыкальной общественности считают, что за этот срок удалось достичь весьма позитивных результатов. Творческая жизнь училища очень активна, учебные коллективы регулярно выступают в лучших концертных залах Петербурга и за рубежом. Но жизнь учебного заведения в современных условиях, увы, не может ограничиваться только творчеством. Закон Российской Федерации предъявляет к образовательному процессу очень серьезные требования. Они касаются как самих педагогических процессов, так и документации, сопровождающей их.
Как меня проинформировали представители Министерства культуры, именно в этой сфере в нашей Консерватории есть проблемы, которые послужили поводом для отказа в государственной аккредитации образовательных программ бакалавриата. Из-за них несколько студентов остались по окончании обучения без дипломов. А свидетельство об аккредитации программ специалитета действует лишь до апреля 2016 года. В настоящий момент у нас вообще нет права выдавать дипломы государственного образца выпускникам 2016 года...
Таким образом, главной и неотложной задачей на сегодняшний день является приведение учебно-методического комплекса в соответствие с действующим законодательством, среди важных пунктов которого _ подключение к пресловутым электронным библиотекам и последующее прохождение процедуры аккредитации. Все остальные проблемы будем решать после.
_ За последние десять лет ректоры меняются в петербургской Консерватории так часто, что каждый следующий не может не думать, что и ему не суждено долго занимать ректорское кресло. Вы надеетесь переломить ситуацию?
_ Частая смена ректоров явно не может идти на пользу вузу. Тем не менее Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает право учредителя уволить любого руководителя по своей инициативе в любой момент. Кстати, пока я работал в
должности директора училища, это положение на меня тоже распространялось. Так что _ да, я готов к тому, что в любой момент меня могут попросить, так сказать, освободить кресло. И если это произойдет, то, как человек законопослушный, я сделаю это быстро и без скандала.
Но, конечно, я бы не баллотировался в 2008 году и не дал бы свое согласие в 2015-м, если бы не чувствовал в себе потенциал для поворота ситуации в нужное русло. Наша Консерватория _ старейшая в российской истории, у нас фантастический профессорско-преподавательский состав. И обидно, что вузу такого уровня нанесен ущерб из-за каких-то проблем с документами! У меня есть опыт работы в этой области (вуз и ссуз отличаются, конечно, но не кардинально) и есть возможности для того, чтобы быстро сформировать пакет необходимых для аккредитации документов.
_ Всякий раз чиновники Минкульта говорят о том, что ректором должен быть не просто именитый музыкант с высокой репутацией среди коллег, но и талантливый управленец. При этом они забывают, что управленцев в творческой сфере практически не готовят. В петербургской, в частности, Консерватории до сих пор нет факультета арт-менеджмента.
_ Проблема с отсутствием такого факультета существует, не могу не согласиться, и не только в Петербурге, но и по всей стране. Если получится решить ряд злободневных
проблем Консерватории быстро и эффективно, я, пожалуй, серьезно задумаюсь об открытии такой специальности.
_ В чем вы видели проблемы Консерватории, когда учились в ней, и когда преподавали, и когда работали в колледже им. Римского-Корсакова?
_ Парадокс в том, что, когда я учился в Консерватории, большая часть ее проблем казалась мне ее достоинствами! Можно было легко и без последствий пропускать лекции, но при явке на экзамен «удовлетворительно» было гарантировано. А более-менее одаренные студенты умудрялись в таком режиме получать и «хорошо», и даже «отлично». Когда я начал преподавать, стал смотреть на вещи иначе. Сегодня я уже почти физически страдаю от того, что в моем классе до сих пор есть студенты, которые пропускают уроки по специальности без уважительных причин.
С моей точки зрения, современный человек не имеет права быть развит однобоко _ мол, я на скрипке (виолончели, тромбоне, флейте и т. п.) умею играть, а значит, мне не надо ни литературы, ни философии, вообще ничего. Сегодня такой подход уже не работает. Каждый студент Консерватории должен стремиться к тому, чтобы быть не только высококлассным профессионалом, но и разносторонне развитой личностью.
_ Вы реформатор или консерватор?
_ Скорее _ реформатор. Но я убежден, что для реформ должна быть надежная база. То есть, если не соблюдаются традиции, нечего и думать о реформах. В этом смысле я _ консерватор. Сначала надо добиться совершенства, а уже потом искать что-то новое. Мой профессор А. П. Никитин говорил нам на уроках: «Традиции _ это река, которую каждый должен переплыть. И только после этого он может идти своей дорогой». Я с этим полностью согласен.
_ Консерватория вам достается в очень непростое время. И главная сложность _ период реставрации основного здания. Вы подготовились к такому испытанию?
_ Так удачно получилось, что я как раз в последний год в училище тоже начал проходить серьезное испытание _ капитальный ремонт здания на улице Володи Ермака, 9 _ 11. Туда училище должно переехать, освободив занимаемые им помещения в здании, расположенном в переулке Матвеева, 1А, где сейчас оно делит помещения со средней специальной музыкальной школой Консерватории. Была проделана очень большая работа, в которую я вникал до мелочей: начиная от планировки помещений до материалов отделки стен на лестницах.
Так что теперь придется лишь немного перестроиться _ историческое здание, конечно, больше, и реставрация подразумевает очень серьезные требования к качеству выполнения работ, но, по сути, строительные и ремонтные работы не являются для меня неизведанной областью.
_ Особую сложность представляет управление Театром Консерватории. Какие мысли есть у вас по этому поводу?
_ Этот театр в некотором роде уникальное явление. Нигде больше в России нет аналога такому структурному подразделению. Театр должен являться идеальной и исключительной базой для практики студентов. Я знаю также, что и труппа театра (тоже уникальный случай: профессиональная труппа в образовательном учреждении) регулярно дает спектакли.
К сожалению, сейчас, во время реконструкции, возможности труппы серьезно ограничены. Говорить о перспективах театра, когда он остался без сцены и репетиционной базы, следует очень осторожно. Тем не менее я уверен, что вместе с его руководством мы сможем выработать решение, чтобы сохранить его в период реконструкции, и сразу, как только появится возможность вернуться на историческую сцену, развивать его в хорошем темпе.
_ В Минкульте вашему предшественнику ставят в вину, что при нем в Консерватории скопилось множество финансовых проблем. Как вы считаете, насколько сложное вам досталось хозяйство?
_ Пока я не успел внимательно проверить работу финансово-экономических служб вуза, комментировать нарушения не могу. А что касается сложности хозяйства, а как оно может быть простым? В Консерватории учатся около тысячи студентов, профессорско-преподавательский состав _ около 350 человек, а есть еще и администрация, и технические службы _ всего около двух тысяч человек. Ведется реконструкция исторического здания, решаются имущественно-правовые вопросы в зданиях по адресам: ул. Глинки, 2, и пер. Матвеева, 1А. Общежития требуют ремонта... Но если не решать проблемы _ они будут только накапливаться. Так что я намерен заняться этими непростыми делами прямо сейчас.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (5536) от 03.09.2015.


Комментарии