Бегемот не вспрыгнет на подножку
В этом году отметил 70-летие народный артист России режиссер Владимир Бортко, а снятый им сериал «Мастер и Маргарита» перешагнул десятилетний рубеж со дня премьеры. Юбилейные даты заставили вспомнить тот факт, что булгаковскую Москву сыграл в этом фильме наш город, и задуматься: а мог бы сегодня Бортко снять картину в тех же местах Петербурга?
Но Владимир Бортко снимал большую часть телефильма в Петербурге. В роли психиатрической клиники профессора Стравинского, куда привезли связанного полотенцами Ивана Бездомного, выступил Елагиноостровский дворец.
ФОТО Елены САМСОНОВОЙ
Нехорошая квартира
Петербургская натура «Мастера и Маргариты» во многом изменилась. Но так же хорош, например, Елагиноостровский дворец (он же психиатрическая клиника доктора Стравинского), и осталась неизменной площадь Тургенева (она же Патриаршие пруды). А вот со зданием, которое послужило на съемках в качестве дома на московской Садовой улице, 302-бис, где жил Воланд со своей свитой, теперь пришлось бы помучиться.
Художник-постановщик «Мастера и Маргариты» Владимир Светозаров рассказывает, какой случай затруднил съемку дома на Старорусской, 5/3, десять лет назад:
– Когда начали снимать сцену на Старорусской с Валерием Золотухиным, который играл председателя жилтоварищества Босого, неожиданно обнаружили, что в окна шестого этажа вставили стеклопакеты. При выборе натуры их еще не было. Пришлось заделывать.
Сегодня заделывать пришлось бы не один шестой этаж: дом купца Полежаева то тут, то там сверкает стеклопакетами. Куда труднее было бы и перекрыть подъезд к дому: вместо скромного кафе здесь появились три магазинчика, два из которых торгуют круглосуточно. Соответствующая публика вьется вокруг этих точек и, как говорил классик, «атмосферу не озонирует».
Так или иначе, факт увековечения Полежаевского дома в кинематографе весьма понравился переводчику Дмитрию Пучкову (Гоблину):
– Порадовало то, что нехороший дом в фильме – это мой дом, – признается он. – Приятно смотреть, как действующие лица бегают по родному двору.
Бессмысленно утрачен...
Нынче кондукторша не смогла бы сказать лезущему в трамвай Бегемоту «Брысь!». Потому что в Дегтярном переулке теперь нет ни трамваев, ни кондукторш. Остались только едва заметные остатки рельсов. Парк имени Смирнова снесен подчистую, его территорию огибает синий забор – петербургский знак долгостроя. Вокруг, как обычно, возникла стихийная автостоянка.
– Говорят, что здесь будет продолжение «Невской ратуши», – поделилась сидящая в сквере напротив забора старожил Дегтярного переулка пенсионерка Клавдия Васильевна. – Но вот уже несколько лет никакого шевеления. Тихо там. Наверное, что-то не заладилось. Может, передумали.
Жаль, что вот так бессмысленно снесен исторический объект – трампарк имени Смирнова, ранее Рождественский. Здесь ведь не только проходили съемки «Мастера и Маргариты» – здесь место рождения российской конки, отсюда пошли первые петербургские трамваи и первые ленинградские троллейбусы.
«А нашему-то, нашему-то?»
Сцену в Торгсине, где Бегемот и Коровьев сначала набезобразничали, а потом устроили пожар, снимали в Елисеевском магазине – на Невском проспекте, 50. По словам Владимира Светозарова, уложились в две ночи.
После закрытия убирали с полок современные продукты и заменяли их банками с этикетками тридцатых годов, выкладывали в хрустальных вазах пирамиды из мандаринов. Что невозможно было убрать, закрывали плакатами типа «Ешьте советское мороженое!». К утру все возвращали в прежний вид.
Сегодня Елисеевский магазин изменился. После обширной исторической реконструкции он с 2012 года называется магазином купцов Елисеевых. Интерьер восстановлен по эскизам и фотографиям 1903 года. Понятно, что все это великолепие плакатами завесить не удалось бы. К тому же теперь витрина магазина находится в движении днем и ночью: по проекту Михаила Шемякина здесь установлены сказочные персонажи «Щелкунчика».
Ох, не тому оторвали голову!
Одно из самых загадочных мест, где снимали фильм, – варьете. Его скомбинировали из сцены Театра эстрады имени Аркадия Райкина, Измайловского сада у Молодежного театра на Фонтанке и интерьеров «Пассажа». Изменения претерпел только первый объект: несколько лет назад Театр эстрады на Большой Конюшенной перенес реконструкцию. Теперь той сцены, на которой стоял Андрей Ургант в качестве Жоржа Бенгальского, нет: она модернизирована по последнему слову техники.
Кстати, сам артист признался нашему корреспонденту, что играть роль Жоржа Бенгальского не хотел.
– Я согласился только из уважения к режиссеру и партнерам, – говорит он. – Ох, не мне надо было оторвать голову! На мой взгляд, эту роль мог бы сыграть профессиональный конферансье старой школы Евгений Петросян. Он в жизни блистательный рассказчик с чудесным чувством юмора, прекрасный человек, но тем не менее какой взрыв эмоций у зрителей могла бы вызвать сцена, где ему отрывают голову!
Погром на Каменноостровском
Дом критика Латунского (он же «Дом Драмлита»), в котором Маргарита била стекла и устроила потоп, «сыграло» здание на Каменноостровском, 73/75. Данный объект в стиле модерн возвели в начале прошлого века для весьма состоятельных и известных людей. Если бы Маргарита и в самом деле устроила погром именно в этом доме во время действия романа, в двадцатых-тридцатых годах, то от ярости ведьмы могли бы пострадать поэт-переводчик Михаил Лозинский, историк Сергей Платонов и лауреат Нобелевской премии физик Петр Капица, проживавшие по этому адресу в квартирах, окна которых выходили на проспект.
Сегодня здание внешне практически не изменилось, зато внутри произошли огромные перемены. Коммуналки расселили. Парадные лестницы с современным лифтом и квалифицированной охраной теперь вновь соответствуют статусу элитного дома, каковым он и был задуман архитектором при создании.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5738) от 07.07.2016.
Комментарии