Бас, сопрано и бельканто

На фестивале «Площадь искусств» в Большом зале Филармонии выступили с сольными концертами бас Ильдар Абдразаков и сопрано Ольга Перетятько, в программах которых обязательным пунктом были романсы Петра Ильича Чайковского, юбиляра уходящего года.

Бас, сопрано и бельканто | ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Почти ни один из предыдущих пятнадцати фестивалей «Площадь искусств» не обходился без участия в нем вокалистов. Во-первых, с оперой прочно связан творческий путь маэстро Юрия Темирканова, искушенного знатока искусства вокала. Во-вторых, искусство академического пения очень любит петербургская публика. В рамках фестиваля несколько лет назад выступали Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Паата Бурчуладзе, Йэн Бостридж и многие другие. В этом году фестивальной публике крупно повезло: два вечера подряд выступали российские певцы, чье искусство очень высоко ценится в мире. Аншлаги обоим здесь были гарантированы еще и потому, что и Абдразаков, и Перетятько – плоть от плоти петербургской культуры, путь обоих проходил через Мариинский театр, с той лишь разницей, что Ольга не дождалась в нем статуса солистки, успев лишь попеть в хоре, после чего уехала учиться в Европу. Ильдар же был и остается солистом Мариинского и даже старается соблюдать здесь регулярность выходов на сцену в нескольких партиях, хотя за рубежом выступает все же намного чаще.

Обоих роднит их обостренное чувство Италии, а если точнее – мастерское владение техникой бельканто. Оба являют феномен последнего десятилетия, когда российские певцы подчас дают фору итальянцам в соблюдении канонов итальянского стиля. Неспроста давним поклонником таланта Абдразакова является сам Риккардо Мути, а Ольгой Перетятько восхищается главный эксперт творчества Россини Альберто Дзедда.

В Большом зале Филармонии и Ильдар, и Ольга не преминули щегольнуть своими козырными картами – итальянской музыкой. Но куда более жгучий интерес вызывали их интерпретации русской камерно-вокальной классики. Ильдар (на снимке) впервые в Петербурге исполнил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского, который многие именитые певцы стремятся спеть именно здесь. Эмоционально и психологически сложный цикл требует от певца предельной вокальной и драматической концентрации. Высочайшее мастерство Ильдара позволило ему выйти из этой опасной схватки абсолютным победителем – его интерпретация стала вехой в истории исполнений этого цикла. А уж как он спел «Колыбельную» Чайковского, в которой показал бесконечную отцовскую нежность и ласку! Тут ему могли позавидовать многие сопрано. Во втором отделении певец перешел на французский и итальянский, восхитив благородством манеры в «Трех песнях Дон Кихота» Равеля. Филигранность его исполнения подчеркивала своей игрой грузинская пианистка Мзия Бахтуридзе.

Элегантным партнером для Ольги Перетятько стал Александр Гиндин, хотя в его игре периодически сквозила излишняя манерность. В пучину музыки Чайковского Перетятько бесстрашно кинулась впервые в своей карьере, и все откровения на этом поле ее еще ждут впереди. В тоске и боли знаменитого Вокализа она пока лишь осторожно прикоснулась к плачу-молитве, наметив перспективу для будущих свершений. Куда ближе выразительным возможностям певицы прозвучал романс «Соловей и роза» Римского-Корсакова, спетый на бис. Эксцентрическая школа Россини пригодилась солистке в шутливой песне «Кукушка» Чайковского, которую она посвятила «всем пользователям соцсетей». В ослепительной красе обольстительной примадонны-интеллектуалки предстала певица в ариях любимого Россини, которому отдала второе отделение. Здесь зал был пленен с первых нот. На этот раз Ольга вышла за пределы условностей, смело взяв в руки микрофон. Она прокомментировала свою «пробу пера» в Чайковском, сюжеты арий Россини, а также предложила слушателям задать ей вопросы. Весь зал из уст самой певицы получил приглашение на ее дебютную «Травиату» в Мариинском театре 16 февраля.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5614) от 25.12.2015.


Комментарии