Зачем гусям лапти? Об этом можно узнать, посетив Арзамас

Небольшой городок в южной части Нижегородской области уже не имеет, как некогда, статуса регионального центра, однако ничего особо от этого не потерял. Напротив, скорее, даже приобрел, поскольку удалось сохранить прелестный облик старинного российского купеческого города с присущими ему индивидуальными чертами.

Зачем гусям лапти? Об этом можно узнать, посетив Арзамас | Бронзовые фигурки птиц, прообразом которых стали «гуси лапчатые», теперь шагают по улице Карла Маркса/ФОТО АВТОРА

Бронзовые фигурки птиц, прообразом которых стали «гуси лапчатые», теперь шагают по улице Карла Маркса/ФОТО АВТОРА

Арзамас с населением, едва превышающим 100 тысяч человек, стоит высоко над рекой Тешей, притоком Оки. С 1954 года он был «столицей» выделившейся из Горьковской области и в 1957‑м вернувшейся в ее состав Арзамасской области. А слова знаменитого поэта-графомана графа Дмитрия ­Хвостова, побывавшего здесь двес­ти лет назад («Сей прекраснейший город едва ли не первый из уездных в России») вполне применимы и к современному Арзамасу.

Арзамас3.jpg
В доме Бессонова, до сих пор стоящем на Верхней Набережной улице, в свое время останавливался Александр Пушкин/ФОТО АВТОРА

Краеведы и лингвисты производят топоним «Арзамас» от эрзи — одного из субэтносов, составляющих народ мордвы, аборигенов этих мест. По другим данным, Арзаем и Масаем звали двух восточных мурз, перешедших на сторону Ивана Грозного в 1552 году, накануне взятия царем Казани. Так или иначе, но арзамасский кремль начали строить именно при Иоанне Васильевиче.

Новый город стоял на торговом пути, по которому волжские, пензенские и тамбовские крестьяне и купцы, а также «гости» из Индии и Персии доставляли товары на знаменитую нижегородскую Макарьевскую ярмарку и еще дальше — в Москву. А со временем и в Петербург. Да и плодородные земли вокруг Арзамаса позволяли местным крестьянам собирать богатые урожаи и разводить тучный скот. Неслучайно испокон веков арзамасским «брендом» считались пышнотелые гуси, которых тысячами перегоняли из Арзамаса аж в Северную столицу. Помните, у Крылова: «Предлинной хворос­тиной // Мужик гусей гнал в город продавать…»? Чтобы гуси на тысячеверстном пути не травмировали лапы, а покупатели не требовали от их хозяев «скидок» за потерявший в качестве шипящий товар, для гусей придумали специальную обувь из просмоленной соломы. Отсюда, кстати, и пошло расхожее выражение «гусь лапчатый».

Арзамас2.jpg
Таким, в шинели и папахе, шестнадцатилетний Аркадий Голиков прибыл в Арзамас после ранения на польском фронте/ФОТО АВТОРА 

Сегодня бронзовых гусей турис­ты в изобилии могут увидеть на пешеходной улице Карла Маркса, бывшей Сальниковой. Здесь, равно как и на других улицах исторического городского центра, сохранились сотни добротных деревянных и каменных купеческих домов. Посетившая Арзамас в 1767 году и восхитившаяся огромными стадами пасшихся на лугах белоснежных красавцев Екатерина II назвала город «гусиной столицей империи».

А молодые петербургские литераторы, которые основанное ими общество назвали в противовес чопорной столичной «Беседе любителей российского слова» в честь провинциального городка «Арзамас», принимая весной 1816‑го в свои ряды московского поэта Василия Пушкина, разработали для будущего арзамасского старосты целую пародийную церемонию. «Самого знаменитого дядю русской словесности» заставили, в частности, держать на вытянутых руках увесистых замороженных арзамасских гусей! В городе работает и Музей гуся, одним из его первых экспонатов стало забавное изображение шипуна работы легендарного летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова.

Кстати, о русской литературе. «Литературными столицами» России, разумеется, считают Петербург и Москву. На третье место претендует Орел. Четвертое и пятое, надо полагать, делят Пенза и Воронеж. На шестом — Нижний Новгород. Арзамас по праву занимает место в первой десятке. Сюда по дороге в Болдино и обратно заезжал Александр Пушкин: расстояние от города до Пушкинского заповедника составляет менее 140 километров. Считается, что поэт останавливался в доме Бессонова, до сих пор стоящем на Верхней Набережной улице. Открывшийся же 5 июня 1999 года, накануне 200‑летия со дня рождения Пушкина, на площади его имени памятник поэту представляет его в дорожном костюме.

2 сентября 1869 года Арзамас посетил Лев Толстой. А с 5 мая по 3 сентября 1902 года здесь в доме «овчинного бога» Петра Подсосова (через руки купца-«миллионщика» ежегодно проходили сотни тысяч овечьих шкур) отбывал ссылку Максим Горький. На той же Сальниковой улице, где Горький поселился с семьей, сейчас работает прекрасный мемориальный музей. Восстановлены рабочий кабинет писателя, столовая, комната супруги Горького Екатерины Пешковой. Как утверждают сотрудницы музея, мемориальная экспозиция будет значительно расширена. В Арзамасе Горький работал над «Дачниками» и закончил знаменитую пьесу «На дне». Говорят, что реплика Сатина «Человек! Это — великолепно! Это звучит гордо!» появилась тоже в Арзамасе, а в повести «Городок Окуров» изображен именно Арзамас. К ссыльному Горькому сюда приезжали писатели Леонид Анд­реев, Евгений Чириков и Степан Петров-Скиталец, режиссер Владимир Немирович-Данченко и его соратник-мхатовец Леопольд Сулержицкий. А художник Савелий Сорин написал в доме Подсосова портреты обоих супругов Пешковых.

Бывали в Арзамасе и отметили его в своем творчестве Владимир Соллогуб, Павел Мельников-Печерский, Константин Паустовский, Валентин Катаев и Юрий Нагибин. А целых два литературных музея посвящены Аркадию Гайдару. На улице Горького, бывшей Новоплотинной, стоит скромный деревянный дом, где в семье мелкого служащего Петра и акушерки Натальи Голиковых в 1912 – 1918 годах подрастал будущий участник Гражданской и Великой Отечественной войн и детский писатель Гайдар, обучавшийся в те годы в местном реальном училище, в здании которого на Советской, бывшей Прогонной, улице сейчас работают администрация округа и городская дума. Рядом с домом-музеем в современном павильоне на углу улиц Горького и Карла Маркса открыт Литературно-биографический музей Гайдара. Перед фасадом установлен памятник юному Аркадию Голикову. Именно таким, в шинели и папахе, шестнадцатилетний красный командир прибыл в начале 1920 года в Арзамас в отпуск после ранения на польском фронте. Бронзовая же статуя Гайдара-писателя воздвигнута в названном его именем городском парке культуры и отдыха. Между прочим, прототипом старика из гайдаровского рассказа «Горячий камень» стал садовник и сторож того же дома Подсосова…

Внес Арзамас и колоссальный вклад в историю русского искусства. В 1802 году местный уроженец и выпускник петербургской Академии художеств Александр Ступин организовал первую в российской провинции рисовальную школу, просуществовавшую до смерти мэтра в 1861 году. Среди ее многочисленных воспитанников Василий Перов, проживавший в Арзамасе в отмеченном мемориальной дос­кой доме на Соборной площади в 1842 – 1852 годах. По легенде, сцену, изображенную на хрестоматийно известной картине «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду»), будущий основатель движения передвижников увидел как раз в Арзамасе.

Другого ученика, сына арзамасского плотника и столяра Михаила Коринского, Ступин лично сопроводил в Петербург, где воспользовался своими связями для определения его в Академию художеств. Высшее образование Коринский получил в мастерской великого Андрея Воронихина. Принимая участие в строительстве Казанского собора, он настолько проникся тонкостями классической архитектуры, что добавил к своей фамилии «фиту» — в честь одного из античных ордеров.

На родине Коринфский построил много частных домов, в их числе и особняк своего наставника на Прогонной улице, куда и пере­ехала рисовальная школа. К сожалению, дом не сохранился. Место, где он стоял, отмечено памятным камнем, напротив которого восседает собственной персоной отлитый в бронзе Александр Ступин. Уголок реконструированной ступинской мастерской можно увидеть в открытом в старинном особняке на Соборной площади Историко-художественном музее.

В ТЕМУ 

С 1814-го по 1842 год по проекту Коринфского на разбитой на мес­те кремля Соборной площади был сооружен «арзамасский Исаакий» — величественный Воскресенский собор, памятник Отечественной войне 1812 года. Вокруг собора стоят церкви Казанская и Живоносный источник, а также Николаевский женский монастырь. От него по улице Гостиный Ряд, сплошь застроенной старинными зданиями, в которых сейчас работают лавки и кафе, можно спус­титься к Спасскому мужскому монастырю. Среди посещающих эти монастыри есть и паломники, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский монастырь и в Саровскую пустынь. Ведь от Арзамаса до Дивеева и Сарова всего каких‑то 60 – 70 километров.


#Арзамас #путешествия #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7647) от 18.04.2024 под заголовком «Зачем гусям лапти».


Комментарии