Возвращение Асада. Ближневосточная политика Запада терпит провал

В минувшую пятницу во втором по величине городе Саудовской Аравии Джидде прошел очередной саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). Его участники подписали «Декларацию Джидды», в которой, в частности, отражены позиции и содержатся предложения по палестино-израильскому урегулированию, ситуации в Судане, Йемене, Ливии и Ливане. Однако главным событием саммита стало даже не подписание заключительного документа, а тот факт, что впервые за последние 12 лет в его работе принимали участие Сирия и ее президент Башар Асад.

Возвращение Асада. Ближневосточная политика Запада терпит провал | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как известно, Сирия стояла у истоков создания межарабской организации в 1945 году. Тем не менее в ноябре 2011‑го министры иностранных дел стран ЛАГ решили приостановить членство Дамаска в этом региональном сообществе в разгар противостояния между сирийскими правительственными войсками и вооруженной оппозицией. Большинство арабских стран отозвали своих послов и присоединились к экономическому бойкоту Сирии. Напомним, решение об исключении этой страны из ЛАГ 12 лет назад принималось в условиях тогдашнего объединения большинства арабских государств с Западом против сирийского режима. Одни арабы не имели возможности противостоять Западу, другие просто не хотели возражать Америке. Ряд стран, таких как тесно связанный с Турцией Катар, преследовали свои цели — во что бы то ни стало свергнуть режим Асада. Одним казалось, что таким образом они добьются усиления своего влияния в регионе. Другие опасались: если не поддержат Запад, то навлекут на себя его гнев и могут повторить судьбу Сирии, которая, как тогда многие полагали, вот-вот утратит суверенитет.

Режим Асада устоял прежде всего благодаря помощи России, которая осенью 2015 года ввела свои ВКС на территорию Сирии. Без помощи наших военных ему оставалось жить буквально считанные дни. Свой вклад в изменение военно-политической обстановки в регионе внес и Китай. При его посредничестве Саудовская Аравия, которая считалась одним из основных врагов Дамаска, и Иран пошли на нормализацию отношений. Именно усиление позиций Ирана в регионе аналитики называют причиной потепления отношений арабского мира с Сирией. ЛАГ одобрила возвращение Сирии в свои ряды на встрече за закрытыми дверями в Каире 7 мая. Этот вердикт дал Башару Асаду право принять участие в саммите лиги 19 мая и свидетельствовал о выходе Дамаска из статуса изгоя, в котором он формально пребывал начиная с 2011 года.

Решение ЛАГ не поддержали в Вашингтоне, о чем заявил госсекретарь США Энтони Блинкен на совместной пресс-конференции с главой МИД Великобритании Джеймсом Клеверли. «Мы не считаем, что Сирия заслуживает возвращения в Лигу арабских государств, и поделились такой точкой зрения со всеми нашими партнерами в регионе, но решение принимать им самим. Наша позиция предельно ясна: мы не будем заниматься нормализацией отношений с Асадом и этим режимом», — сказал глава госдепа. Ключевые члены конгресса от республиканцев и демократов избрали гораздо более резкий тон, призвав администрацию Байдена использовать против Дамаска санкции. «Повторный прием Сирии в ЛАГ — это серьезная стратегическая ошибка, которая подтолкнет Асада, Россию и Иран к продолжению убийств мирных жителей и к дальнейшей дестабилизации Ближнего Востока», — говорится в заявлении комитета палаты представителей по иностранным делам, подписанном республиканцем Майклом Макколом и демократом Грегори Миксом.

В то же время, как отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова, «в Москве приветствуют данный долгожданный шаг, который стал логичным результатом набравшего динамику процесса возвращения Сирии в «арабскую семью». Накануне саммита в Джидду по приглашению короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель-Азиза Аль Сауда направился Башар Асад. По информации сирийского информационного агентства SANA, в преддверии поездки Асад через посла Саудовской Аравии в Иордании Наифа Ас-Судаири передал приветствие и благодарность королю за приглашение и выразил уверенность, что предстоящий саммит «укрепит совместные арабские действия в достижении чаяний народов».

По мнению ведущего сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН доктора исторических наук Бориса Долгова, надо учитывать, что приостановку членства САР в начале сирийской гражданской войны поддержали не все участники Лиги арабских государств. «Решение о возвращении Сирии связано с изменением ситуации на Ближнем Востоке и позиции по этому вопросу целого ряда значимых региональных стран. Известно, что Саудовская Аравия не так давно восстановила отношения с Ираном. Это очень важное событие не только для арабского мира, но и в глобальном масштабе. Королевство продемонстрировало, что больше не следует позиции США в вопросе давления на Иран, который является противником не только Соединенных Штатов, но и их ближайшего регионального союзника — Израиля», — утверждает эксперт. Долгов считает, что возвращение Сирии в ЛАГ вряд ли ослабит политические и дипломатические связи между Дамаском и Тегераном, которые заметно упрочились в последние годы.

«Тегеран не раз заявлял о необходимости консолидировать мусульманский мир. Так что восстановление позиций Сирии в ЛАГ только поспособствует достижению этой цели. Особенно на фоне оттепели в ирано-саудовских отношениях», — добавляет эксперт. Напомним, в апреле Иран и Саудовская Аравия объявили о возобновлении работы своих посольств в Эр-Рияде и Тегеране к 9 мая.

А вот профессор Дипломатической академии МИД РФ востоковед Александр Вавилов полагает, что нормализации ситуации в регионе поспособствует также налаживание турецко-сирийских отношений, хотя путь к нему будет непростым. «Дело в том, что Сирия, имея на то полные основания, требует вывода турецких войск со своей территории. И хотя на словах Анкара выступает за восстановление целостности и суверенитета САР, на практике она не спешит выполнять требование Дамаска, объясняя это необходимостью вести борьбу с террористами. Это серьезный камень преткновения», — считает эксперт. В то же время у Дамаска и Анкары есть общие интересы: курдский анклав, сформированный на севере САР при поддержке США, фактически претендует на отделение от Сирии. «Это вызывает озабоченность Турции, которая расценивает военно-политические структуры курдов как угрозу. А для Сирии наличие такого анклава может привести к расчленению страны. Тем не менее между турецкой и сирийской сторонами до сих пор остаются противоречия», — добавляет востоковед.

Доктор политических наук и французский специалист по Ближнему Востоку Себастьян Буссуа назвал возвращение Сирии в Лигу арабских государств «явной и чистой победой» Асада. «Все, кто в 2011 году думал, что Башар Асад и его режим будут свергнуты через несколько недель, теперь, очевидно, видят: 12 лет спустя режим все еще на месте, Башар Асад укрепил свое положение и приобрел весомых партнеров, таких как Россия и другие арабские страны», — отмечает эксперт. Как поясняет специалист, инициатором возвращения Дамаска в лигу была Саудовская Аравия, которая вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами уже несколько лет инвестирует средства в восстановление Сирии. При этом «обхаживать» сирийское правительство начинают и другие страны региона, в том числе Турция, Иордания и Израиль, напоминает Буссуа. На взгляд специалиста, «очевидно, что Башар Асад является суверенным правителем своей страны с Лигой арабских государств или без нее», и «другие государства ЛАГ не будут вмешиваться в дела Сирии по определению».


#политика #Саудовская Аравия #саммит

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7421) от 24.05.2023 под заголовком «Возвращение Асада».


Комментарии