Справедливость 2.0. Юристы обсудили, как совместить права человека и интересы государства

В Конституционном суде РФ в рамках IX Петербургского международного юридического форума прошла конференция «Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности». Представители 120 КС из более чем 40 стран и наднациональных органов по защите прав человека пытались найти баланс между национальными и универсальными ценностями. Одним из рецептов назвали национальное согласие...

Справедливость 2.0. Юристы обсудили, как совместить права человека и интересы государства | Photo by mauro mora on Unsplash

Photo by mauro mora on Unsplash

Председатель КС РФ Валерий Зорькин отметил в своем выступлении, что в условиях глобализации, когда нации и народы и сотрудничают, и сталкиваются между собой, правоведам «нужно большое искусство, чтобы соединить стремление нации к самоидентификации и мировые глобальные тенденции, потоки и ценности».

В последние годы, как было заявлено участниками конференции, в мире наметился вектор роста национальных идентичностей во всех направлениях, в том числе и конституционных. В определенном смысле сейчас идет конкуренция ценностей общечеловеческих и локальных. По словам автора книги о конституционных реформах ХХI века, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, представителя России в Европейской комиссии за демократию через право Талии Хабриевой, многие новые конституции, например, Армении, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, уже уделили внимание своим национальным ценностям. А египетская конституция содержит даже несколько страниц с описанием того, какие ценностные ориентиры дал Египет за века своего существования. «Мы наблюдаем несоответствие между европейско-американской культурой и множественностью локальных культур. Международные суды должны признавать уникальность каждой культуры, в том числе и правовой», - сказала Хабриева. Как известно, представители арабского мира не соглашаются с некоторыми признанными универсалиями. Поэтому поиск соразмерности и общих подходов правоприменения в условиях кризиса справедливости - единственный способ разрешения противоречий между национальным и международным правом.

Выступая на конференции, министр юстиции РФ Александр Коновалов особое внимание уделил правоприменительной практике: «Право становится инструментом, который применяется в определенных идеологических и политических интересах. Обратить инструмент можно в любую сторону...».

Так, все очевиднее становится, что прежнее классическое понимание справедливости устарело, поскольку неравенство в мире не исчезает, оно приобретает новые формы. А более современное толкование справедливости пока еще не возникло. Новые ее смыслы предложил председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин: солидаризм, формальное правовое равенство, ответственность не только за себя, но и за других, конкурентоспособность...

В этом контексте Талия Хабриева считает, что в России нужно выявить «генетически присущие» народу ценности, сформулировать национальную идеологию - с помощью широкой дискуссии юристов, философов, обществоведов. Впрочем, считает она, русские мыслители уже давно сформулировали эти ценности - духовность, коллективизм, патриотизм, острое неприятие социальной несправедливости, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость, особое отношение к государству как интегрирующему началу. По словам эксперта, в России именно государство должно «формулировать положительное и блокировать негативное». Чтобы это происходило, нужна единая идеология, и она должна быть указана в Конституции, однако сейчас у нас ее нет. «Но пока ценностные маркеры не будут расставлены, нет смысла в конституционной реформе», - полагает Хабриева.

Оживленная дискуссия случилась на конференции по двум темам - смертной казни и гендерному равенству. Заместитель председателя Европейского суда по правам человека судья из Германии Ангелика Нуссбергер заявила, что в принципе равенства также необходима соразмерность: если мужчин можно приговаривать к пожизненному заключению, а женщин нельзя, то это вовсе не дискриминация. Хотя арабские и европейские страны имеют много общего в своей правовой практике, существуют и различия: например, отсутствие запрета на смертную казнь во многих арабских странах. Председатель КС Египта Ханафи Али Джебали обосновал применение смертной казни для террористов страданиями семей пострадавших. Но и в арабском мире не все так однозначно: по словам председателя верховного суда Пакистана Асифа Саида Хана Хоса, в его стране число смертных приговоров снизилось за последнее время на 80%, а публичное их исполнение запрещено. Что же касается женщин, то в стране сейчас создаются специальные суды по нарушениям гендерных прав.

О перспективах возвращения смертной казни в России высказался и председатель КС РФ Валерий Зорькин. Он заявил, что решение Конституционного суда о запрете смертной казни продолжит действовать даже в случае выхода России из Совета Европы. Зорькин напомнил, что запрет смертной казни держится на двух решениях Конституционного суда, принятых вопреки общественному мнению и позиции парламента, а президентский законопроект об отмене казни лежит в Госдуме уже 20 лет. Сейчас из 193 стран - членов ООН только в 106 она запрещена, и Россия формально не входит в их число, отметил Зорькин.

Читайте также о том, что «Право как искусство» обсуждают юристы со всего мира в Петербурге.

Ранее портал МИА МИР сообщал, что состоялся выпускной образовательного проекта «Лига молодых юристов».

#Конституционный суд #юридический форум #права человека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6445) от 24.05.2019 под заголовком «Справедливость 2.0».


Комментарии