Российские бараны могут потеснить коров и кур

Овца - животное... глуповатое. Об этом без всяких шуток говорят даже специалисты-зоотехники, знающие, наверное, все о характере любой сельскохозяйственной скотинки. Однако при всей своей инфантильности, утверждают знатоки, овца - животное вольное. В том смысле, что торчать безвылазно в стойле - не по овечьей натуре. Ей простор подавай.

Российские бараны могут потеснить коров и кур | Разведение овец требует меньших затрат по сравнению с другими видами сельскохозяйственного скота. ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Разведение овец требует меньших затрат по сравнению с другими видами сельскохозяйственного скота. ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Хелло, Долли!

Бескрайние изумрудные пастбища со стадами овец - картина классическая. Не только для стран, где баранина - главное мясо в национальной кухне, но и для Европы.

В Старом Свете самый крупный производитель баранины - Великобритания. При всепоглощающей-то любви англичан к бекону в это трудно поверить... Сейчас в Англии разводят овец 84 пород, общее поголовье насчитывает 35 миллионов особей.

В стране под овечьи пастбища отведено до 60% всех сельхозугодий, что дает возможность тамошним овцеводам большую часть молодой баранины отправлять на экспорт. Прежде всего во Францию (примерно 70%), все остальное перепадает на долю Бельгии, Австрии, Швеции, Швейцарии. Немного - Финляндии и странам Балтии.

Впрочем, последние и сами сейчас всерьез занялись овцеводством. Пейзанская картинка с пасущимися на заливных лугах овцами уже характерна для бывших республик Прибалтики, особенно Литвы.

Когда-то и Россия вместе с другими республиками Советского Союза считалась настоящей овцеводческой державой. Правда, отрасль была ориентирована прежде всего на производство шерсти. Мясо же было, скажем так, «побочно-необходимым продуктом».

Поголовье овец и коз (статистика считала этих «мелкорогатых» вместе) в 1991 году составляло 55,3 млн голов, а их производство на убой в живом весе - 878 тыс. тонн. Практически со следующего года начался обвал отечественного овцеводства. Госзаказ на шерсть отменили, овцеводство вывели из списка безусловно значимых отраслей, прекратили его финансирование. И к концу десятилетия в стране уже насчитывалось не более 14,5 млн голов овец и коз - всего 1,5% мирового «мелкорогатого» поголовья.

На продовольственный рынок России хлынул вал импортной баранины. В основном из Новой Зеландии и ее ближайшей соседки - Австралии.

Овцеводческая Англия по сравнению с Новой Зеландией - так, фермочка. На далеких островах обитают 4 миллиона человек и... 60 миллионов (!) овец. Там даже национальный праздник имеется - День баранов, в честь первой отгрузки замороженной баранины в Англию. А произошло это аж в 1882 году. Со временем необходимость экспортировать баранину в Англию отпала - туманный Альбион, как видим, сам преуспел в овцеводстве, - а праздник у новозеландцев остался. Свято место пусто не бывает - баранину погнали в Россию.

Про отечественное овцеводство вспомнили в середине нулевых годов. Сначала внесли в приоритеты национального проекта «Развитие АПК», потом прописали в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Даже появился Национальный союз овцеводов со штаб-квартирой в одном из ведущих овощеводческих регионов страны - в Ставропольском крае.

Ни шатко ни валко, но овечье-баранье поголовье удалось увеличить до 21 млн особей. Сегодня лидерами российского овцеводства по численности поголовья называют в первую очередь Дагестан (с его отарой 5 млн голов), потом Калмыкию и Ставропольский край.

Без шерсти, с тощим хвостиком. Наша!

Продовольственные санкции, введенные Россией в 2014 году, закрыли границы для баранины из Австралии. Против Новой Зеландии официально санкций не вводили, но экспортный поток оттуда заметно снизился. В то же время отечественную овцеводческую отрасль наше правительство сориентировало на импортозамещение. И поддержало финансами.

В прошлом, 2018-м, году промышленное производство баранины в России показало невиданный рост - 30% по отношению к году предыдущему. Он дал возможность увеличить уже экспорт этого мяса. Если в 2017 году вывоз баранины составил 460 тонн, то в 2018-м он превысил 12,4 тыс. тонн. И это притом что баранина остается дорогим видом мяса.

Прошлый же год ознаменовался двумя важнейшими для отечественного овцеводства событиями.

Первое, как ни странно, было связано не с регионами традиционного овцеводства, а с нашей Ленинградской областью. Выведенные здесь, на северо-западе России, овцы получили статус породы мясного направления катумская. И были включены в Государственный реестр селекционных достижений с разрешением на использование по всей территории страны.

Подробно об этом «СПб ведомости» писали год назад (см. «Все оттенки бурого» в номере от 25.04.2018 г.). Сейчас же коротко напомним.

Самая ходовая овечья порода в России - романовская. Ее и у наших соседей, фермеров Финляндии, встретить можно. Однако везде и всюду с этими овцами одна заморочка - некуда сбыть шерсть. Мясо востребовано, а шерсть приходится попросту сжигать.

В «Катумах» (хозяйство назвали по историческому наименованию местечка во Всеволожском районе), помучавшись так с романовской овцой, поняли, что нужна другая, чисто мясная порода. Искали: овец, акклиматизированных к условиям нашего Северо-Западного региона; скороспелых, с высоким выходом мяса и его такими же высокими вкусовыми качествами. Таких, чтобы не приносили многочисленный приплод, как романовские овцы; два-три ягненка за раз - достаточно. И главное - с шерстью, которую не надо стричь. Одним словом, нужна овца не кудлатая, а «короткошерстная».

Если идеала овечьего не найти, то надо его создать самим. На то и существует селекция. Романовскую овцу, легко адаптирующуюся к любым климатическим условиям, надо было скрестить с какой-то безупречной мясной породой. Максимально подходящими стали американские катадины.

Дальше была селекционная «любовь» и ее итог: катумские гладкошерстные мясные овцы. Их шерсть и в самом деле - волос. В холодное время появляется подшерсток. С наступлением весны он линяет - сам, без стрижки.

Важный момент: вкусовые качества мяса катумских овец не меняются с возрастом животного. Известно, что все овечьи породы условно делятся на три категории по вкусу баранины и интенсивности специфического запаха (который, признаемся, отталкивает многих мясоедов). Сильный специфический запах и вкус дают все так называемые жирнохвостые и курдючные животные. Средняя интенсивность - у тощехвостых длинно- или среднедлинношерстных пород. И почти полное отсутствие запаха и специфичности вкуса - у короткошерстных тощехвостых пород.

Сегодня катумские тощехвостые уже разъезжаются на размножение в разные регионы. Свой интерес к ним озвучили и овцеводы туманного Альбиона.

Баран африканских кровей

Второе значимое событие прошлого года - открытие первого в России индустриального овцеводческого комплекса в Курской области. Тут уже никаких просторов животным не предоставляют, изумрудных лугов не будет. Здесь - круглогодичное стойловое содержание, гарантирующее постоянный зооветконтроль, строгое соблюдение рациона питания и стабильно высокое качество мяса.

«Взнуздал» овечку ведущий российский производитель мяса - говядины и свинины - агрохолдинг «Мираторг». Мощность инновационной «кошары» - содержание до 50 тысяч животных единовременно; производство 3,3 тыс. тонн баранины в живом весе в год. Инвестиции в комплекс составили 2,87 млрд рублей.

Первых овцематок завезли на комплекс еще в марте 2018-го. Они принесли приплод, и на конец года поголовье увеличилось до 21 тыс. животных.

К сожалению, на наших катумов мясной гигант внимания пока не обратил. Поголовье завозили из Австралии. Мясо из этой страны, по условиям продовольственного эмбарго, как уже говорилось, импортировать нельзя, а живой племенной скот можно. Остановились на проверенной годами мясной породе дорпер, тоже гладкошерстной.

Первыми эту породу вывели селекционеры ЮАР в 30-х годах прошлого века. Тогда перед ними стояла задача обеспечить население этой полупустынной страны диетическим, к тому же еще и скороспелым мясом. Селекционеры скрестили аж четыре породы овец, включая мериносов и жирнохвостых. В результате получилась новая порода с очень эффектной окраской - с черной-черной головой и белым-белым всем остальным. Но не это главное. Главное то, что овцы могут питаться скудной растительностью, почти не болеть и набирать массу в короткие сроки.

Только через тридцать с лишним лет после выведения дорперы попали в Австралию и Америку. А в начале нынешнего века объявились в Канаде, в регионах, где климат сходен с российским. Холодные снежные зимы не вызывают у овец проблем со здоровьем.

Но! Где бы ни обитали дорперы, везде им «прописан» свободный выпас. Кроме нового места жительства на закрытом комплексе в Курской губернии. Выращивать животных здесь планируют до четырех-шести месяцев - до веса 45 - 55 кг. Мясо такого животного вряд ли можно назвать бараниной. Это будет ягнятина.

Если пилотный проект покажет тот итог, который задуман, то холдинг собирается построить еще десяток подобных ферм в Центральной России.

Конечно, потребление баранины и ягнятины в самой России не так высоко по сравнению с другими видами мяса. «Наше все» - это свинина, курятина и говядина. Однако, по мнению председателя Национальной мясной ассоциации России Сергея Юшина, «при определенном объеме производства и формировании баланса между себестоимостью и ценой спрос на баранину легко можно наращивать, как это в свое время произошло с мраморной говядиной, потребление которой за последние десять лет увеличилось в пять раз».

Эксперты рассматривают не только внутренний, но и экспортный потенциал. Зачастую отдавая ему первенство. Экспорт этого мяса в мире растет, а рядом с Россией находятся страны, которые уже сейчас с превеликим удовольствием покупают отечественную баранину.

Читайте также о том, что петербуржец нашёл три иглы в мясе для шашлыков.

#бараны #Сельское хозяйство #животноводство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6428) от 24.04.2019 под заголовком «Укрощение строптивой овечки».


Комментарии