Разгрузить БАМ и Транссиб: такие задачи ставятся перед новой железной дорогой
Она обеспечивает выход якутского коксующегося угля к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.
ФОТО Gui Jun Peng on Shutterstock
Маршруту дал официальный старт президент России Владимир Путин на полях Х Восточного экономического форума. Дорога длиной 531 километр, связавшая Якутию и Хабаровский край, уникальна тем, что это первая в нашей стране частная железнодорожная магистраль такого масштаба. Линия стала третьей стратегической артерией на Дальнем Востоке наряду с Транссибом и БАМом.
Специалисты завершили ремонт дорожного полотна почти на всем протяжении улицы БабушкинаПредложение о ее строительстве от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до охотоморского берега в Хабаровском крае впервые прозвучало в июле 2021 года. Тогда на совещании в правительстве России обсуждали модернизацию БАМа. Инициатор проекта первоначально отвел на строительство пять лет — с 2023-го по 2027 год, а ввод в эксплуатацию отнес и вовсе на 2028‑й. Однако пересмотрел свои планы и решил запустить железнодорожную ветку и новый порт к концу 2024 года. Связано это с тем, что коксующийся уголь в этих местах премиальный, с минимальным содержанием серы и фосфора, сравнимый с углями знаменитых месторождений Гуниелла, Гордстон и Грегори. И потому он крайне востребован на мировом рынке. Однако существующие железнодорожные пути не всегда позволяли вывезти к морским портам такие объемы. Выход — в создании собственной магистрали.
Первоначально специалисты назвали проект нереальным: трасса тяжелейшая, строить нужно в горах и глухой тайге, в абсолютно безлюдной местности. Крупных населенных пунктов здесь нет на сотни километров вокруг.
Однако угольщики справились за два года, причем работы не прекращали даже зимой, когда стояли 60‑градусные морозы. Дорога начала служить еще недостроенной: по уже уложенным железнодорожным путям стали завозить материалы для дальнейшей прокладки одноколейной Тихоокеанской железной дороги.
А с ноября 2024 года она заработала в тестовом режиме. Он позволил проверить все системы управления в реальных условиях, выявить нюансы движения составов на разных участках и локализовать зоны, требующие дополнительного внимания.
За первые полгода по Тихоокеанской железной дороге было отправлено два миллиона тонн угля, создано три тысячи рабочих мест, с учетом разъездов и станций протяженность путей — 626 километров, на дороге 18 разъездов и более 550 инженерных объектов, шесть мостов. Кстати, при сооружении мостовых переходов использовали те же конструкции пролетов, что и при строительстве БАМа.
«В царское время был построен Транссиб, в советское — БАМ», — отметил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. «Теперь положена Тихоокеанская железная дорога. И впервые Хабаровский край и Якутия получили прямую транспортную связь. Эта дорога с провозной способностью до 50 млн т в год является драйвером роста Якутии и северных территорий Хабаровского края. Особенно Хабаровского края, потому что эта магистраль завершается портовой инфраструктурой на нашем побережье», — уверен губернатор.
«Новая железная дорога, — дополнил коллегу глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, — обеспечит выход якутского коксующегося угля к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона. И тоже даст мощный импульс развитию Южной Якутии. Семь лет назад наши угольщики добывали 18 миллионов тонн угля, в прошлом году — 49 миллионов, а в этом году планируем взять рубеж 50 миллионов тонн».
Примечательно, что значительная часть этого объема будет направлена по новой магистрали. При этом Тихоокеанская железная дорога обеспечит двойной эффект: угольщики повезут по ней свою продукцию и тем самым освободят часть провозных мощностей на БАМе и Транссибе.
Читайте также:
Одна из крупных петербургских магистралей обрела современную систему освещения
Первые трамваи «Невский» прибыли в новое депо в Шушарах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7995) от 18.09.2025 под заголовком «Разгрузить БАМ и Транссиб».




Комментарии