Правительство России уменьшит количество моногородов с 321 до 218
Целевая государственная поддержка оставшихся моногородов сохранится. Это хорошо или плохо, о чем вообще речь?
Скульптура Ильдара Ханова «Ангел-хранитель» в Набережных Челнах — одном из самых известных моногородов страны./ФОТО А. БЕЛКИНА/Бизнес Online/ТАСС
Последний раз список моногородов обновлялся в 2020 году. Тогда в Госдуме звучали голоса даже в пользу его увеличения до 500, что потребовало бы увеличить и объемы господдержки. Обосновывалось это в том числе тем, что многие «монотерритории» на деле подпадают под все признаки моногородов (зависимость от градообразующих предприятий), но не проходят только по численности населения (надо не менее 3 тыс.). Нельзя полностью, впрочем, списывать со счетов и фактор регионального лоббизма: ведь статус моногорода дает право на существенную господдержку.
Означает ли сейчас намерение Минэкономразвития сократить число моногородов просто стремление сэкономить? Формально — возможно, но скорее налицо намерение более эффективно распределить имеющиеся средства в соответствии с новыми реалиями. Кроме того, финансовую поддержку для «сложных» муниципальных образований можно сохранить по другой линии — в рамках развития опорных населенных пунктов (в списке реципиентов программы уже есть 241 моногород).
Процесс важнее результата. Почему ЕС старается ввести повышенные тарифы на российские удобрения?После обрушения советской экономики стала видна искусственность насаждения городов-заводов. Сама рыночная экономика скорректировала факторы «монопрофильности», а целевая поддержка государства усилила эти процессы. Моногорода постепенно изживают себя как явление, их время проходит.
Они достались нам в наследство от СССР. Когда в период индустриализации города-заводы строили в чистом поле по воле партии. Исходя из соображений безопасности или наличия сырья. Часто такой город-завод был изолирован от региональной экономики. Это роковым образом сказалось после обрушения советской экономики, когда сразу выявилась «искусственность» насаждения городов-заводов. Большинство из них стали, по сути, банкротами, когда на первое место вышло не «стратегическое значение» предприятия, а его рентабельность. В условиях административно-командной экономики можно было ею пренебрегать, а также повесить на градообразующее предприятие всю социальную инфраструктуру моногорода.
Каковы критерии отнесения к моногороду? Это населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс., где не менее 20 % работников трудятся на одном либо нескольких предприятиях, объединенных одним производственным циклом. Список из 321 такого города не включает закрытые города Минобороны, а также населенные пункты, специализирующиеся в нефтегазодобыче, где и так все неплохо. В моногородах проживают немногим менее 13 млн человек. Но есть регионы, где концентрация моногородов критична. Так, в Кемеровской области их 24 (60 % населения области), в Свердловской — 17 (треть населения), Челябинской — 16 (тоже треть). В Вологодской области вроде бы всего один моногород — Череповец (завод «Северсталь»), но это 300 тысяч человек, тоже треть населения области.
В нынешних условиях динамика процессов в моногородах ускорилась. С одной стороны, не менее трети, по сути, чохом, вместе со всем населением попали под санкции (например, связанные с добычей угля или целлюлозным производством). С другой, поскольку многие моногорода имели профильное военное производство, резкое увеличение оборонных заказов для них выправило положение.
В 2014 году был создан Фонд развития моногородов (с 2022‑го его полномочия переданы в ВЭБ.РФ), целью которого являлось обновление инфраструктуры и «перезапуск» проблемных населенных пунктов с акцентом на финансирование высокотехнологичных проектов. Ставка была изначально сделана на стимулирование малого и среднего бизнеса. Впрочем, такой подход был бы универсальным для всей российской экономики, где доля МСП в ВВП не превышает 20 – 22 %, тогда как в развитых странах доходит до 60 % и выше. Фонд предусматривал льготные кредиты местным предпринимателям в размере от 5 млн до 250 млн руб. под нулевые проценты для небольших проектов (до миллиарда рублей) и под 5 % для более крупных.
Но и сама жизнь в рыночных условиях брала свое. За десять последних лет доля градообразующих предприятий в экономике моногородов снизилась с 65 % до 41 %. Выручка предприятий, работающих в таких образованиях, выросла вдвое (на уровне среднего показателя по стране) — с 8,5 трлн до 16 трлн руб. И на сегодня по факту многие моногорода уже не соответствуют прежним критериям: на градообразующих предприятиях часто работают уже меньше 20 %. По некоторым оценкам, старым критериям соответствуют не более 120 населенных пунктов. Сказывается и отток населения из моногородов: он в три раза быстрее, чем в среднем по стране, с учетом отрицательной демографии. После 2014 года убыль населения наблюдалась в 92 % моногородов (составив в целом более 730 тыс. чел.). И если по всей России за этот срок городское население сократилось на 2 %, то моногородов — на 7 %. У некоторых — так и вовсе на четверть. Надо учитывать еще и возросшую мобильность населения. И если моногород находится лишь в полусотне километров от другого крупного города (скажем, столицы региона), то люди могут ездить туда на работу. Этот показатель тоже следует внести в число критериев «монотерриториальности». Отчасти это сделано: господдержку сохранят тем образованиям, где безработица вдвое выше среднероссийской в течение трех лет. Последний показатель, по идее, можно сделать решающим, убрав все остальные. Ну а если ничего не помогает, то допустимо, наверное, расселение совсем уж безнадежных «городов-заводов». Хотя наши люди весьма неохотно снимаются с места, если только не совсем в молодом возрасте.
Так что процесс размывания главного принципа экономики моногородов происходит все последние десятилетия — как самопроизвольно (за счет закрытия кое‑где самих градообразующих предприятий), так и в результате целенаправленных усилий государства, развития других сфер экономической активности. Например, перспективным в этом плане видится усилившееся в последние годы развитие внутреннего туризма. Поэтому весьма вероятно, что когда через 5 – 10 лет снова придет пора ревизии списка моногородов, в нем уже никого и не останется. Само это явление уйдет в историю.
Читайте также:
В поисках альтернативы. Манифест мира вызвал дискуссию в политических кругах ФРГ
Неожиданная подработка. Как Эстония решила стать европейской тюрьмой
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «Время моногородов проходит».




Комментарии