Особенный «близнец». В чем преимущества атомохода «Якутия»?

«Четыре двойки ноль» — так специалисты называют между собой третий серийный атомоход «Якутия», который, как уже писала наша газета, недавно был спущен на воду в Северной столице. Этого предпоследнего из «близнецов», построенного на Балтийском заводе, отличает множество фишек. Одна только способность менять осадку за счет балласта ­и заходить из морской акватории в устье рек и возвращаться чего стоит. Получается, такие махины, «вытесняя» на мелководье ледоколы поменьше, позволяют экономить время и деньги.

Особенный «близнец». В чем преимущества атомохода «Якутия»? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Якутия» была заложена два с половиной года назад в разгар пандемии, потому сроки работ сдвинулись, логистические связи нарушились. Но общими усилиями при содействии Минпромторга РФ корабелы вошли в график во многом благодаря заводам-поставщикам, каждый из которых в этом партнерском «оркестре» умело исполнил свою партию.

В сооружение таких атомоходов вносят свой вклад многие регионы России. Нижегородцы (ОКБМ имени И. И. Африкантова), скажем, ­создали новаторскую ядерную энергетическую установку «РИТМ-200», которая надежнее, но компактнее прежней. Екатеринбург отвечает за паровые турбины ТНД-17, а Подольский машзавод — за изготовление и поставку реакторов.

Петербургских контрагентов тоже хватает. Всю судовую трубопроводную арматуру, сотни километров, обеспечивает компания «Армалит». А один из «замороченных» компонентов — паротурбинные установки — выпускает завод «Киров-Энергомаш», подразделение Кировского завода.

На судах проекта 22220 заметен и «почерк» Крыловского государственного научного центра. Его филиал ЦНИИ СЭТ разработал новую ­систему электродвижения (три гребных электродвигателя, два главных генератора, двигатели для компрессора и др.), которая позволяет, генерируя энергию, бережно расходовать ее при движении судна во льдах.

Богатыри этой серии способны на глубокой воде при полной мощности 60 МВт ломать сплошной припайный лед толщиной до трех метров. Головная «Арктика» уже делала это в минувшую зимнюю навигацию, проведя караван судов через весь Севморпуть в самое неподходящее для этого время. У штурвала стоял тогда старпом Иван Курбатов. После чего он возглавил экипаж атомохода «Урал», став самым молодым капитаном в ледокольной группировке Росатома.

Вообще обновление атомного ледокольного флота РФ — ключевое условие развития Арктики и превращения Севморпути в транзитную артерию со странами Азии. Поэтому спуск на воду атомохода «Якутия», названного в честь самого большого региона России, отмечали с особым размахом. Для гигантского судна длиной 173,3 метра, шириной 34 метра и полным водоизмещением 33,5 тыс. тонн название вполне подходящее.

«В этом проекте воплощены самые лучшие технические решения и высокие экологические стандарты, — отметила вице-премьер Виктория Абрамченко. — Так, за время службы ядерной установки не потребуется замена блока. На судне предусмотрена также надежная защита от ионизирующего излучения, так что уровень радиации внутри такого ледокола ниже, чем естественный радиационный фон. А выбросы сажи и углерода у него минимальны — 500 граммов в год, что в тысячи раз меньше, чем от угольной котельной…»

После того как «Якутия» вошла в ­невские воды, корабелы отбуксировали ее к причальной стенке судоверфи. Войти в строй она должна, по графику, в конце 2024‑го. Еще через пару лет корабелы передадут заказчику атомоход «Чукотка», ­последнее серийное судно из пяти. Работа над ним идет полным ходом. Так что к концу 2026 года вся серия в ее нынешнем виде должна быть завершена.


#судно #корабли #атомоход

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7309) от 30.11.2022 под заголовком «Особенный «близнец»».


Комментарии