Международное агентство по атомной энергии оказалось в центре внимания мирового сообщества

Деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) не часто освещается ведущими изданиями мира или является предметом обсуждения мировой общественности. Всеобщий интерес к агентству возникает разве что во времена катастроф на атомных электростанциях, которые, к счастью, единичны. Понятно, что и руководители МАГАТЭ довольно редко мелькают на телеэкранах или дают обширные интервью СМИ. Но в связи с событиями на Украине, а точнее — обстрелами крупнейшей в Европе Запорожской АЭС, и международное атомное ведомство, и его генеральный директор Рафаэль Гросси оказались в центре внимания мирового сообщества.

Международное агентство по атомной энергии оказалось в центре внимания мирового сообщества | ФОТО Christian BRUNA/EPA/ТАСС

ФОТО Christian BRUNA/EPA/ТАСС

Сначала некоторая общая информация о МАГАТЭ и сферах ее деятельности. Создано агентство было в соответствии с решением Генассамблеи ООН от 3 декабря 1955 года. 23 октября 1956‑го устав МАГАТЭ был утвержден на учредительной конференции в Нью-Йорке, 26 октября того же года он был подписан 70 государствами, включая СССР, и 29 июля 1957 года вступил в силу. Интересно, что в начале 1960‑х годов представителем Советского Союза в МАГАТЭ был Вячеслав Молотов.

Агентство было учреждено в сис­теме ООН как международная организация. В настоящее время ее членами являются 175 государств. В уставе провозглашаются следующие цели организации: «Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой‑либо военной цели».

Генеральная конференция (ГК) является высшим политическим органом МАГАТЭ, в котором все государства-члены имеют своего представителя. Такая конференция собирается один раз в год, как правило, в сентябре, чтобы рассмотреть и одобрить ежегодный доклад, бюджет, избрать и назначить членов совета управляющих, обсудить любые другие вопросы деятельности организации. Совет управляющих руководит МАГАТЭ в период между сессиями генеральной конференции. В совет управляющих входят 35 членов, 13 из которых назначаются советом, а 22 избираются ГК. Совет изучает финансовую отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ, представляет генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает заявления о приеме в члены агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм безопаснос­ти МАГАТЭ, а также уполномочен назначать гендиректора, который утверждается генеральной конференцией. Штаб-квартира ­МАГАТЭ расположена в Вене, всего в организации трудятся около 2,5 тысячи сотрудников. Следует также отметить, что в 2005 году Нобелевская премия мира была присуждена Международному агентству по атомной энергии и тогдашнему его главе Мохаммеду эль-Барадеи.

Рафаэль Гросси является шес­тым по счету со дня основания руководителем этого ведомства. Он родился в 1961 году в столице Аргентины Буэнос-Айресе в состоятельной семье. После окончания частной привилегированной школы поступил в Папский католический университет, где изучал политологию. У нынешнего главы МАГАТЭ широкое образование, правда, все полученные им дипломы не имеют никакого отношения к атомной энергии. Кроме «корочек» политолога Гросси является обладателем диплома Института дипломатической службы Аргентины, а также имеет степень доктора истории и международной политики Женевского университета.

Неудивительно, что первые два десятка лет его карьера продвигалась в сфере дипломатии, где Гросси занимал самые разно­образные должности — от представителя Аргентины в НАТО, до посла своего государства в Бельгии, а затем в Австрии. Несколько лет он трудился в МИД страны гендиректором по политической координации. В МАГАТЭ Гросси впервые попал в 2002 году, возглавив канцелярию руководителя ведомства, впрочем, на этой должности он продержался два года, а потом снова ушел на дипломатическую работу. Окончательно свою карьеру он связал с МАГАТЭ в 2010‑м, когда занял пост одного из десяти заместителей главы атомного ведомства. В 2016 году Гросси попытался в первый раз баллотироваться на пост гендиректора МАГАТЭ, но поддержки со стороны представителей стран не получил. А вот вторая попытка, которую он предпринял через три года, увенчалась успехом. В тяжелой борьбе с представителем Румынии, опередив во втором туре своего конкурента всего на один голос, Гросси был избран главой ведомства. Характерно, что российский представитель отдал свой голос аргентинцу.

В качестве одного из руководителей МАГАТЭ Гросси неоднократно посещал Россию, знакомился с работой «Росатома», отдельных атомных станций и промышленных производств, в частности, в 2015 году он побывал на Ростовской АЭС и «Атоммаше». Однако рядовому россиянину глава атомного ведомства стал широко известен нынешней осенью, когда он начал переговоры с Россией и Украиной о создании системы безопасности вокруг находящейся в зоне боевых действий Запорожской АЭС и побывал с группой инспекторов МАГАТЭ на станции. По словам Гросси, он увидел все, что хотел увидеть, никто никаких препятствий ему не чинил. Однако отчет миссии по итогам визита на атомную электростанцию не удовлетворил ни одну из сторон: Россия раскритиковала доклад за отсутствие призыва к Украине прекратить ее обстрелы; Украину не устроило отсутствие в документе призыва к РФ вывести с территории АЭС своих военных. На эти претензии Гросси ответил на одной из пресс-конференций: «Говоря открыто, в этой игре достаточно политических игроков и людей, говорящих, что они думают, обвиняющих тех или других». При этом он уточнил, что возглавляемая им международная организация должна оставаться собой и делать свою работу. «Когда людям нравится, что мы говорим, они нас поощряют, если нет, то говорят, что генеральный директор — марионетка или что нами манипулируют. Нами никогда не манипулируют», — резюмировал руководитель МАГАТЭ.

Фактически на это заявление ответил Владимир Путин, который, в целом довольно высоко оценив работу МАГАТЭ и ее генерального директора, тем не менее предположил, что сотрудники агентства находятся «под давлением» США и европейских стран, поэтому «не могут прямо сказать, что обстрелы идут с украинской территории». Последующие события показали, что российский президент оказался прав.

На заседании Совбеза ООН, инициатором которого была Россия, Гросси представил отчет по результатам своей миссии на Запорожской АЭС, в котором он предложил ряд мер для защиты станции, главным из которых был призыв к сторонам договориться, чтобы военные действия вокруг ядерного объекта были прекращены. Но, поскольку у противоборствующих сторон совершенно разный взгляд на эту проблему, никакого решения на Совбезе ООН принято не было.

А на прошлой неделе совет управляющих МАГАТЭ, где большинство принадлежат западным странам, «протащил» резолюцию, подготовленную от имени Украины Польшей и Канадой, где ни слова не говорится о систематических обстрелах Запорожской АЭС, которые являются главной проблемой с точки зрения обеспечения ядерной безопасности и физической ядерной безопаснос­ти в мире, зато присутствует требование к Россия прекратить все свои действия как на территории Запорожской АЭС, так и на «любом другом ядерном объекте Украины».

Получается, что первоначальные рекомендации Гросси и Ко — ни нашим ни вашим, на уровне «давайте жить дружно и перестанем стрелять по станции», без уточнения, кто конкретно стреляет, — плавно перетекают на позиции Украины. Как голосовал по резолюции сам Рафаэль Гросси, неизвестно. Есть ли его вина в постепенном, но явном дрейфе МАГАТЭ в сторону точки зрения западных стран? Похоже, да. Впрочем, это объяснимо: Запад в атомном ведомстве имеет явное большинство, а кресло председателя атомного ведомства от этого большинства полностью зависит.

#организация #МАГАТЭ #агентство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «Атом и Рафаэль».


Комментарии