Капустные кульбиты. Как развивается рынок капусты в России

Давние наши читатели знают: раз в месяц рубрику «Что — почем» сопровождает информация Петростата о динамике цен на продовольственные товары. Ее «овощной» раздел открывают ценники на белокочанную капусту, и человеку внимательному наверняка бросилась в глаза одна закономерность. Каждый год начиная с апреля стоимость капусты с упрямым постоянством шла вверх (свою к этому времени уже съедали, прилавки заполнял ранний урожай из теплого зарубежья), к середине лета она достигала своего апогея, а осенью, в период массовой уборки, с огромной скоростью летела вниз… В итоге общий годовой показатель цены традиционно уходил в минус. Так было… Но в 2021 году привычная схема сломалась.

Капустные кульбиты. Как развивается рынок капусты в России | Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Под финансовой опекой

В тот год капуста стала рекордсменом по подорожанию — рост цены составил 186 %, и Петростат зафиксировал среднюю стоимость килограмма белокочанной в торговой рознице Петербурга на отметке 57 рублей 13 копеек.

На это повлияло сразу несколько факторов. Выросли затраты овощеводческих агропредприятий на оплату труда. Вспомним: это был еще ковидно-пандемийный год, который вызвал отток трудовых мигрантов с российских полей. А без рабочих рук — как на посадке, так и на уборке урожая — «на капусте» делать нечего. Даже самые современные капустосажалки и капустоуборочные комбайны не исключают использования человеческих ресурсов.

Дороже стали удобрения, химикаты, техника и запчасти (ну это, заметим в скобках, для аграриев уже стало традицией). Выросла в цене логистика: стоимость одной фуры на перегоне Астрахань — Петербург достигала 130 тысяч рублей. Плюс к этому пандемия сбила традиционные цепочки поставок капусты из‑за границы.

Впрочем, не только капуста, но и все без исключения овощи «борщевого набора», а также картофель в тот год показали высокий ценовой прирост. Способ преодолеть его лежал на поверхности: аграриям-овощеводам требовалась финансовая поддержка.

Ее получили те, кто объявил о расширении посевных площадей, о строительстве новых овощехранилищ или о модернизации старых. Что называется, почувствуйте разницу: при ежегодных сборах овощей 5,5 миллиона тонн объем хранилищ в России — на 1,6 млн тонн. Конечно, часть овощей у нас продается в сезон, часть идет на переработку, но все же значительный объем поступает в хранилища. В целом их дефицит оценивается в 1 миллион тонн овощей.

Понятно, что за год построить с нуля современное хранилище с климат-контролем весьма проблематично. Поэтому программу их возведения просчитали на три года вперед. Зато хранилища, уже бывшие в эксплуатации, смогли основательно подлатать — реконструировать и модернизировать в короткие сроки.

Государственно-финансовая опека дала результаты. Цены на овощи в течение следующего, 2022-го, года, конечно, капризничали (что во многом было связано с осложнившейся международной обстановкой), но к осени их все‑таки взнуздали. Стоимость белокочанной в рознице тогда рухнула сразу на 62 %; средняя цена зафиксировалась на отметке 23 рубля за кг. В долгожданный для потребителя ценовой минус пошел и весь «борщевой набор».

«Водохлеб» остался без воды

«Капустные» прогнозы на сельскохозяйственный сезон-2023 были довольно оптимистичны. Площади под белокочанной аграрии намеревались увеличить еще на 20 тысяч гектаров. Селекционеры объявили о появлении новых сортов и гибридов. Федеральный бюджет вновь раскошелился на поддержку овощеводов. Но…

В прошлом году к посевной во многих хозяйствах закончились семена капусты. Раньше закупали много и впрок — хватало на два-три сезона — в дальнем зарубежье. Купить можно было и теперь, но стоимость взлетела в несколько раз. Малоподъемым стал и ценник на запчасти к работающей на полях технике.

А к концу лета 2023‑го, в самый разгар уборочной страды, многие регионы страны стали испытывать дефицит дизельного топлива. Кое-­где его стоимость выросла вдвое. Конечно, куда сильнее тогда переживали за уборку зерновых, но было понятно, что дорогой дизель неизбежно отразится и на ценах других сельхозкультур.

Не обошлось и без погодно-природных гримас. Лето-2023 выдалось аномально жарким и засушливым. А капуста, как известно, — самый большой «водохлеб» из всех овощных культур. Чем больше воды, тем лучше она себя чувствует. Мало воды — плохо завязываются кочаны и не набирают крепости — получаются рыхлыми. Кроме того, если капуста страдает от жажды, на нее моментально нападают вредители — крестоцветная блошка и капустная муха.

Существуют, конечно, дождевальные системы орошения полей. Только вот приобрести такую технику не каждое хозяйство может. Или не хочет, жадничает… А ведь во времена оны — в советские времена дождевальные установки были в каждом (!) совхозе-колхозе, где выращивали белокочанную капусту.

В результате после всех катаклизмов сельскохозяйственного сезона-2023 белокочанная снова продемонстрировала плюс, подорожав за год на 44 %. Вполне себе щадящий плюс, если сравнивать с рекордным по ценовому взлету позапрошлым годом.

Сейчас маркетинговые службы торговых сетей отмечают плавный рост цены на белокочанную, объясняя это тем, что с опережением привычных сроков на наш рынок пошла ранняя (молодая) импортная капуста. Средняя ее цена — 75 рублей за килограмм.

Самыми первыми поставщиками молодой капусты в нашу страну чаще всего становились Узбекистан и Иран. Потом подтягивались Таджикистан, Азербайджан, Турция, Казахстан, Белоруссия. В нынешнем сезоне ситуация несколько меняется. Дело в том, что в январе урожай белокочанной капусты в Узбекистане серьезно пострадал из‑за аномальных холодов. В результате цены на эту продукцию выросли, а объемы отгрузок на внешние рынки снизились более чем в два раза.

Слава «Славе»

Как бы там ни было, но рынок капусты в России остается одним из самых крупных по объему рынков овощей. Под белокочанную в стране отводится 115 – 120 тысяч гектаров. Каждый год соотечественники съедают примерно 3 миллиона 400 тысяч тонн капусты.

Основной производитель белокочанной в стране — Центральный федеральный округ, там собирают около четверти всего урожая. На втором месте — Приволжский округ, на третьем — Северо-Кавказский. Наш Северо-Запад обосновался на шестом месте, его «капустная» доля в общероссийской валовке 6 %. Нас не догнали Дальний Восток и Урал.

Долгое время во всех статотчетах подчеркивалось: самая высокая урожайность белокочанной — в Ленинградской области. При среднестатистической урожайности 300 центнеров с гектара наши поля дают от 600 центнеров и выше. Были такие уникальные плантации, на которых фиксировалась урожайность 1200 центнеров.

В обороте сейчас десятки сортов и гибридов. В прошлом остались те времена, когда ставку делали в основном на отечественный сорт «Слава» (в обиходе прозванный «Слава КПСС»). Сорт был, конечно, отличный. При всей любви капусты к воде он неплохо переносил недостаток влаги. Не боялся низких температур, давал высокую урожайность, созревал быстро, не создавал проблем при транспортировке. Но, может быть, самое главное — лучше всего подходил для солений/квашений. Был один серьезный недостаток: непродолжительность хранения — от уборки до января.

Начиная с 1990‑х годов выращивать такую капусту хозяйствам стало невыгодно. Перешли на сорта длительного срока хранения. На те, что могут лежать до нового урожая, но мало подходят для квашения. Особенно в домашних условиях.

Хотя капуста «Слава», между прочим, никуда и не делась. В государственный реестр селекционных достижений ее внесли под официальным полным названием «Слава 1305» восемьдесят с лишним лет назад — в 1940 году. И «выносить» ее оттуда пока никто не собирается. Семеноводческие хозяйства воспроизводят семена, востребованные у дачников-огородников, владельцев личных подсобных хозяйств.

Да и на капустных полях овощеводческих сельхозпредприятий этому сорту местечко находится. Правда, выращивают «Славу 1305» в ограниченных объемах и только «под заказ». Главные заказчики — перерабатывающие производства, подвизающиеся на поставках в торговую сеть уже квашеного продукта. Справедливости ради: на соление идут и «бронебойные» сорта длительного срока хранения, которые «по зубам» шинковальным агрегатам.

…Нет никакого сомнения в том, что белокочанная капуста еще не раз вгонит потребителей в ступор своими ценовыми кульбитами. Также не стоит сомневаться, что она всегда тем же потребителем будет востребована. Потому как «без капусты щи не густы и животы пусты».

Вокруг тарелки

• Из всех «капустных» площадей России белокочанной отдано около 90 %. На этих же плантациях есть свой процент у белокочанной ранней. Но какая именно часть приходится на нее, статистика не конкретизирует. Дело в том, что в обороте участвуют так называемые пограничные сорта: кочаны можно снимать как раннюю капусту или оставить для дальнейшего роста.

• Примерно 6 – 7 % плантаций занято капустой краснокочанной. Под цветную отводится 1,3 – 1,5 %. На остальных полях — брокколи, пекинская, савойская, брюссельская, кольраби.

• В ранней белокочанной капусте содержится столько же витамина С, сколько в мандаринах. Кроме того, этого витамина в ней в десять раз больше, чем в винограде, и в три раза больше, чем в бананах. Витамин С сочетается в ранней капусте с витамином Р, а это значит, что продукт ценен как средство, укрепляющее сосуды.

• В белокочанной капусте, которая созревает к осени, совсем немного каротина. В ранней капусте его вшестеро больше. Каротин в организме превращается в витамин А — как известно, именно он нормализует зрение, укрепляет кожный покров.

• Однако ранняя капуста может содержать большее количество нитратов, чем капуста, созревшая позже. К тому же она противопоказана при заболеваниях щитовидной железы, кишечника, при панкреатите.

• Энергетическая ценность — одно из достояний белокочанной капусты. Продукт состоит из воды (почти 90 %) и клетчатки, поэтому имеет минимальную калорийность: в 100 граммах — около 27 ккал.


#капуста #рынок #продовольствие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7610) от 26.02.2024 под заголовком «Капустные кульбиты ».


Комментарии