Как нам реорганизовать ООН. Почему большинство стран признают необходимость реформирования этой всемирной организации

ООН, как известно, уже на протяжении почти восьми десятилетий является важнейшим международным институтом, основные цели которого — поддержание и укрепление международного мира, а также развитие сотрудничества и диалога между государствами. Но вот уже на протяжении десятилетия ее деятельность подвергается критике с разных сторон. Особенно достается Совету Безопасности ООН. Необходимость его перестройки признал даже генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш.

Как нам реорганизовать ООН. Почему большинство стран признают необходимость реформирования этой всемирной организации | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Это он сделал, выступая на недавнем заседании Совбеза под председательством министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. «Страны-члены в числе первых выступают за преобразование межправительственных органов с тем, чтобы они отвечали меняющимся требованиям. Большинство признает, что реформы, отражающие нынешнюю геополитическую реальность, пошли бы на пользу Совету Безопасности», — сказал Антониу Гутерреш. В свою очередь Сергей Лавров отметил, что Совет Безопасности следует расширять не за счет западных стран, а за счет представителей Азии, Африки и Латинской Америки.

Действительно, с момента образования организации прошло 78 лет, за это время мировые реалии существенно изменились. В 1945 году основные принципы ООН были продиктованы необходимостью устройства послевоенного мира и созданием условий, при которых появление такого государства, как фашистская Германия, стало бы невозможным. Однако сейчас человечество живет в XXI веке, и закрыть глаза на то, что ООН в качестве главной международной организации, призванной решать проблемы мира и безопасности, нуждается в серьезных изменениях, представляется довольно затруднительным, если не невозможным.

Важнейшим элементом организационной структуры является Совет Безопасности. В настоящее время в СБ входят 15 членов — пять постоянных, обладающих правом вето (Россия, Великобритания, Китай, США и Франция), и десять непостоянных, избирающихся на срок два года. Первый и единственный раз структура Совбеза претерпевала изменения в 1964 году — тогда число членов органа увеличилось с 11 до 15. С тех пор реформирование СБ не проводилось, несмотря на неоднократные призывы к этому.

Вопрос реформирования Совбеза поднимался многими странами за последние несколько лет. Однако наиболее остро он встал после начала спецоперации РФ на Украине. При этом страны коллективного Запада и их союзники, по мнению российской стороны, говорят о реформах Совбеза ООН и самой организации как о потенциальном способе ограничить влияние в ней России. И сделать это коллективный Запад пытается, организовав некий процесс, направленный на исключение России из СБ. Впрочем, осуществить такое невозможно, поскольку для этого нет соответствующей процедуры. А создать ее можно только через изменение Устава ООН. Для этого нужно, чтобы за изменение проголосовали две трети членов Генеральной Ассамблеи ООН, после чего решение должно быть ратифицировано двумя третями стран — членов организации, включая всех постоянных членов Совбеза. «Никакого другого законного пути осуществить подобный план просто не существует», — отмечала официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Другие страны также заявляли о необходимости реформировать Совбез ООН. Напомним, в начале февраля к этому призвали президент США Джо Байден и его бразильский коллега Луис Инасиу Лула да Силва. Они говорили о необходимости расширения СБ за счет предоставления мест постоянных членов странам Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. В начале марта за реформирование Совета Безопасности ООН путем увеличения количества постоянных и непостоянных членов также выступили страны — участницы четырехстороннего диалога по безопасности QUAD (Австралия, Индия, США и Япония). «Мы вновь подтверждаем нашу непоколебимую поддержку Устава ООН, включая тройку его основополагающих принципов, а также нашу твердую приверженность укреплению ООН и международной системы посредством программы всеобъемлющего реформирования, в том числе за счет расширения круга постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН», — говорилось в совместном заявлении по итогам переговоров глав МИД этих стран в Нью-Дели.

Кроме того, с призывами реформировать Совбез регулярно выступает и Турция. Так, президент Реджеп Тайип Эрдоган снова призвал к этому в начале апреля. «Текущий порядок, при котором судьба человечества зависит от воли пяти стран, нельзя назвать устойчивым. Назрела острая необходимость реформирования Совета Безопасности ООН в соответствии с представлениями об инклюзивности и всеобщем охвате», — заявил он.

Эксперты отмечают, что на данном этапе разговор о реформе ООН является беспредметным, а стремление Запада включить в Совбез своих союзников — это попытка размыть влияние России. По мнению заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадима Козюлина, призывы реформировать ООН всегда раздаются на фоне глобальных кризисов, однако сам Устав организации не предполагает этого. «В Уставе ООН не заложена процедура реформы. И особенно это касается Совбеза, считающегося ключевым органом организации, участники которого были определены по итогам Второй мировой войны. Поэтому непонятно, как именно реформировать эту организацию. Другое дело, что ООН сама по себе превратилась в бюрократическую систему международных чиновников, получающих гигантские зарплаты при низкой эффективности работы. Прежде чем начинать реформы Совбеза, Гутеррешу надо пристально посмот­реть на работу этого аппарата», — полагает эксперт.

Говоря о необходимости ввести в Совбез ООН новые страны, Гутерреш и коллективный Запад, очевидно, имеют в виду своих ближайших союзников, считает Козюлин. «Такую реформу провести невозможно, потому что для этого нет процедуры. В процессе перехода от разговоров к практическим действиям будет большой скандал по поводу раздела пирога. Слишком много желающих, слишком велики противоречия. Интересы великих держав здесь будут иметь очень большое значение, то есть действующие члены Совбеза будут проталкивать своих участников. Какой‑то компромиссный вариант здесь невозможен, потому что опять будет срабатывать право вето», — уверен эксперт.

В свою очередь генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что разговоры о реформе Совбеза ООН тенденциозны, так как организация находится под сильным влиянием США. «Прежде чем реформировать Совбез или вообще ООН, следует расположить штаб-квартиру в действительно нейтральной стране, а не оставлять ее в Соединенных Штатах, которые коррумпируют аппарат и секретариат организации. Поэтому, если мы хотим что‑то реформировать в ООН, сначала нужно обеспечить условия для того, чтобы это не происходило под давлением Вашингтона», — подчеркивает эксперт. По его мнению, в нынешней геополитической обстановке реформировать ООН таким образом, чтобы объективно учесть интересы всех участников процесса, будет очень сложно. «Мы прекрасно знаем, что многие западные страны или их сателлиты пытаются исключить Россию из Совбеза ООН всеми силами, однако сделать это напрямую невозможно. Начало реформы Совета Безопасности сейчас — это шаг по ограничению влияния РФ в организации, шаг на пути к ее исключению, поэтому надо быть очень осторожными», — резюмирует Мухин.

#ООН #организация #критика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7408) от 03.05.2023 под заголовком «Как нам реорганизовать ООН ».


Комментарии