Фантастика: перезагрузка. Организаторы рассказали о литературном конкурсе с призовыми 1 млн рублей

Конкурс научно-фантастического рассказа с призовыми миллион рублей - не реакция на нынешнюю ирреальную мировую обстановку и не стремление скрасить вынужденное домоседство. Проводится с 2018 года. Устроитель - благотворительный фонд «Система», тот самый, что проводил амбициозный проект «Одиссея», сплотивший технарей в создании технологических решений для поиска пропавших в лесу людей. Организаторов и причастных мы спросили, что общего у социально важных инициатив и литературного конкурса, зачем фантастике «перезагрузка» и почему этот жанр нам критически необходим.

Фантастика: перезагрузка. Организаторы рассказали о литературном конкурсе с призовыми 1 млн рублей | Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Бессмертие и дополненная личность

...2050-е годы, создана технология, которая визуально воссоздает любое событие прошлого. От дуэли Пушкина до детства родного дедушки. История перестает быть неточной наукой, но неизвестности только прибавилось. Деяния каких исторических личностей, от греха подальше, лучше не воссоздавать? Какое прошлое от нас недостаточно далеко, чтобы его увидеть и не расстроиться? Каково историкам не потерять связь с реальностью? Рассказ «Оно даже не прошло» Артема Хлебникова, учителя русского и литературы, победил в первом конкурсе.

Победитель второго сезона - биолог, научный журналист Елена Клещенко. Идею рассказа ей навеяла реальная новостная заметка (Елена - замглавного редактора портала по молекулярной биологии и медицине PCR.news): для детей с аутизмом приспособили умные очки «Гугл» - они помогают в распознавании чужих эмоций. В рассказе «Веревка повешенного» внедренный в человека чип усиливает или добавляет умения. Но не становится ли сам внедренный «помощник» личностью? И остается ли человек, добавив себе чужих способностей, собой?

Каждый год у конкурса есть тема: в первом сезоне было «Бессмертие», во втором - «Дополненная личность». Тему не раскрывают до последнего, то есть произведение загодя не напишешь. Условия: малый жанр (от 10 тысяч до 80 тысяч знаков), на русском языке, с достоверной гипотезой. То есть это должна быть научная фантастика, а не фэнтези. На первом этапе тексты читают ридеры, их больше 80 человек - ученые, филологи, писатели, учителя, инженеры. Ближе к финалу в дело включается жюри: от фантастов Сергея и Марины Дяченко до профессора Московской высшей школы социальных и экономических наук Григория Юдина; от литературного критика Галины Юзефович до профессора Сколтеха Константина Северинова.

Победитель получает 500 тыс. рублей, еще пять финалистов - по 100 тысяч. За два года в «Будущем времени» участвовали более трех тысяч человек разных возрастов и профессий из тридцати с лишним стран.

Один из авторов концепции конкурса (то, что сейчас называется «архитектор» проекта) литературный критик Константин Мильчин комментирует:

- Важно, что состязаются и те, кто пишет давно, как фантаст Алексей Андреев или Андрей Столяров из Петербурга, и авторы, которые свой первый рассказ написали именно потому, что узнали о конкурсе. По нашим правилам, эксперты и члены жюри не знают, чей именно рассказ они читают, - так мы избегаем подспудного искушения, возможно, отметить заслуженных писателей или, наоборот, поощрить новичков в ущерб известным авторам. Значение имеет только сам текст.

Кидать идеи в стену

Конкурс «Будущее время» появился одновременно с проектом «Одиссея» и несколькими другими чисто технологическими инициативами БФ «Система». Президент фонда Анна Янчевская уверена, что все проекты работают на одну цель: поиск визионеров - людей, способных предвидеть будущее развитие, будь то в технологических решениях или в обществе в целом. Причем привлекать визионеров надо из самых разных областей. Скажем, конкурс рассказа заинтересовал инженеров, художников, учителей, медиков, журналистов - для многих эти размышления на «заданную тему» стали дебютом.

Для чего все это, Анна Янчевская объясняет на заокеанском практичном примере.

Двадцать лет назад Джефф Безос, уже тогда один из богатейших людей планеты (а сейчас № 1), пригласил фантаста Нила Стивенсона консультантом в свой стартап. Задачей Стивенсона было «кидать идеи в стенку»: подкидывать инженерам самые несусветные предложения. Писателю в свою очередь было интересно увидеть, как в реальности рождаются технологии. Стартап вырос во всемирно известную частную аэрокосмическую компанию Blue Origin. Сейчас она сотрудничает с НАСА в лунной программе «Артемида».

Победитель второго конкурса Елена Клещенко напоминает, как в 1950 - 1970-е советское государство активно вкладывалось в издание фантастики - шла космическая гонка. А в 1930-е годы журнал «Техника - молодежи» принимал даже школьные рацпредложения по освоению Арктики.

Наверное, на каждом косплеевском фестивале, где участники рядятся в героев фантастических книг и сериалов, устроители подчеркивают: добрая часть инженеров НАСА фанатели от «Стартрека» и «Звездных войн». Сколько сотрудников российских НИИ выросли на Стругацких, даже говорить не будем. В 2018 году, в первый сезон конкурса, в России вышло 1240 наименований фантастических (в широком смысле) книг. Доля научной фантастики была менее 1%. Прочее - фэнтези, альтернативная история и т. д. Не настораживает ли: когда научная фантастика была любима, мы и в космосе лидировали, и в науке в целом; ушла фантастика из фавора - успехи в науке стали скромнее. Это не главная причина, но не одна ли из косвенных?

Елена Клещенко рассуждает от обратного - «обмеление» научной фантастики связано с падением престижа науки:

- Я уже как-то говорила: у нас ученого представляют с одной стороны нищебродом, живущим за счет государства, а с другой - человеком, которого хлебом не корми - дай изобрести что-то опасное. На самом деле ученые, работающие на переднем крае науки, очень неплохо зарабатывают, а плодами их изобретений человечество охотно пользуется. Но с имеющимися заблуждениями трудно романтизировать науку. И трудно писать вдохновенно о том, как люди летят к звездам, при этом читая в новостях о том, что творится в российской космической отрасли.

Фантастика, конечно, тоже охотно эксплуатирует сюжет со свихнувшимся гениальным ученым-злодеем. Но Константин Мильчин напоминает, что на злодея всегда есть управа в виде благородного ученого:

- А кроме того, роль фантастики в числе прочего - объяснять, что любой прогресс имеет две стороны. Интернет - это удобно? Конечно. А то, что по Сети можно разослать планы террористических атак? Атомная энергия - самая дешевая и губит природные территории несравненно меньше, чем всеми любимая гидроэнергетика. Но Чернобыль? Но Фукусима?..

Анна Янчевская добавляет: раньше можно было придумать идею, но для ее воплощения не было технологической базы; сейчас многие идеи можно реализовать так быстро, что мы не всегда успеваем их осмыслить. Фантастика нужна и для рефлексии.

«Хочется влить свежую кровь»

Елена Клещенко сотрудничает с журналом «Химия и жизнь», который также проводит свой конкурс фантастического рассказа. Как говорит Елена, редакция пыталась было ограничить авторов жанром именно научной фантастики - не вышло. «Не идет это у людей. В журнале нам не удалось то, что удалось конкурсу «Будущее время».

Устроители конкурса заявляют на сайте даже не о возрождении научной фантастики, а о перезагрузке жанра.

- Фантастика - в каком-то смысле замкнутая система, - рассуждает Константин Мильчин. - Герметичная читательская аудитория, герметичный круг писателей. Нам хотелось бы поэкспериментировать: привлечь к фантастике кого-то помимо устоявшегося цеха авторов. И расширить круг читателей. Хотелось бы добавить свежей крови.

Литературный критик Галина Юзефович, председатель жюри первого сезона, комментирует:

- Классическая фантастика, которая оперирует концепцией будущего, была вымыта на периферию - ее стали меньше читать, писать, обсуждать. И премия «Будущее время» пытается перефокусировать эту конструкцию. Вернуть интерес к теме будущего. К таким более традиционным, в хорошем смысле слова, формам бытования научной фантастики. Напомнить и писателю, и читателю, что у фантастики как литературного жанра есть классный, очень интересный инструментарий, чтобы говорить на важные темы.

Вопрос - зачем столько хлопот? Если нет спроса, зачем стимулировать предложение? Галина Юзефович парирует:

- Иногда «не читают», потому что действительно «не время», «не нужно». А иногда - потому что «не пишут» или, хуже того, не издают и не продвигают. История с Гарри Поттером ведь очень характерна: издательства не хотели публиковать эту книгу, потому что ничего подобного еще не было или не было давно. И считали, что раз не было - значит читателю это не нужно. А может, аудитория давно ждет такую книгу? Маркетинг ведь работает в обе стороны: и реактивно, откликаясь на запросы, и проактивно, формируя запрос. Хотя второй путь, конечно, неопределенный и рискованный.

...Тему третьего сезона объявят непосредственно на старте. Все подробности можно будет посмотреть на сайте литературного конкурса «Будущее время». Рассказы финалистов публикуются в специальных сборниках, но их можно найти и в Сети. Например, http://sciencefiction.style.rbc.ru

#конкурс #фантастика #рассказы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6681) от 19.05.2020 под заголовком «Фантастика: перезагрузка».


Комментарии